Адрес: ул. Студенческая, 14, корп.2, к.274 т. (4722) 30-12-80, 30-12-81 Директор педагогического института Тарабаева Виктория Борисовна доктор социологических наук, профессор e-mail: Tarabaeva@bsu.edu.ru |
Положение об институте (утв. 25.06.2018) Объявления и события Web-сайт ППС Общественный совет по развитию педагогического образования |
Первый заместитель директора педагогического института – Хорева Олеся Михайловна, e-mail: Khoreva@bsu.edu.ru;
Адрес: ул. Студенческая, 14; корп. 2, к. 455, т. (4722) 30-18-23.
Заместитель директора по учебной и методической работе – Половнева Марина Владимировна, e-mail: Polovneva@bsu.edu.ru;
Адрес: ул. Студенческая, 14; корп. 2, к. 454, т. (4722) 30-18-22.
Заместитель директора по научной и международной деятельности – Шатохин Иван Тихонович, e-mail: Shatohin@bsu.edu.ru;
Адрес: ул. Студенческая, 14; корп. 2, к. 452, т. (4722) 30-18-54.
В 2013 году был образован педагогический институт НИУ «БелГУ» с целью создания единой структуры, аккумулирующей материально-технические и кадровые ресурсы в сфере образования, объединивший все основные факультеты, готовящие будущих учителей. При создании педагогического института, основной целью было стремление не просто объединить факультеты, а создать качественно новое образование, направленное на формирование личности педагога.
На момент создания в состав института входят пять факультетов:
С 01 сентября 2014 года в состав педагогического института вошел факультет психологии.
В настоящий момент в институте 19 кафедр (из них 15 выпускающих), научно-исследовательская лаборатория исторической антропологии, научно-образовательный психологический и педагогический центр «Ресурс», лаборатория инновационных педагогических технологий и Центр глобально-ориентированного образования дошкольников «Ноосфера».
В 2013 году начинается реализация проекта «Школа НИУ «БелГУ», который нацелен на выявление и целенаправленный отбор учащихся школ города Белгорода и Белгородской области, проявивших склонности к изучению отдельных предметов. В работе школы принимают активное участие преподаватели факультета математики и естественнонаучного образования.
С 2015 года в институте организован Учебно-методический ресурсный центр (УМРЦ) для внедрения в образовательный процесс практико-ориентированных технологий обучения, обеспечивающих формирование у студентов необходимых профессиональных компетенций.
Преподаватели и студенты получают в ресурсном центре свободный доступ к информационным и электронным образовательным ресурсам, дидактическим материалам, обучающим программам. На базе центра проводятся практические занятия со студентами, магистрантами, обучающимися Школы НИУ «БелГУ», организуются встречи с передовыми учителями школ города Белгорода.
В 2017 году при участии ректора университета торжественно открыт Центр студенческих инициатив «СТУДиЯ» для продуктивной работы членов студенческих советов педагогического института с возможностью онлайн-трансляции и общения с собеседниками из других регионов и городов, участниками вебинаров, форумов и других мероприятий, в том числе обмена опытом с другими вузами.
С 1 сентября 2018 года в состав факультета психологии вошли две кафедры: кафедра психологии (из состава факультета дошкольного, начального и специального образования) и межфакультетская кафедра педагогики.
Сегодня педагогический институт является продолжателем лучших традиций педагогического образования Белгородской области.
Главной задачей педагогического института является подготовка квалифицированных специалистов, бакалавров и магистров для осуществления профессионально-педагогической деятельности в соответствии с современными потребностями общества и тенденциями развития системы образования страны и региона.
Выпускники педагогического института должны уверенно занимать ключевые учительские и преподавательские позиции в учреждениях общего и дополнительного образования, быть способными к созданию и организации альтернативных форм дошкольного, начального и среднего школьного образования и качественно решать проблемы данных уровней образования в регионе.
Выпускники призваны эффективно решать любые профессиональные задачи, соответствовать высокому стандарту подготовки педагогического института Белгородского государственного национально исследовательского университета и требованиям отраслевых, соответствующих профессии запросов.
Институт сотрудничает с Министерством образования Белгородской области, Управлением образования администрации г. Белгорода, образовательными учреждениями города и области, Министерством спорта Белгородской области, Управлением по физической культуре и спорту администрации г. Белгорода, ОГБУ «Центр спортивной подготовки Белгородской области», ГБУ «Спортивная школа олимпийского резерва № 3 им. заслуженного тренера России Б.В. Пилкина», Министерством культуры Белгородской области, Управлением культуры администрации города Белгорода, МБУ ДО «Детская художественная школа» городского округа «город Белгород», ОГКУ «Государственный архив Белгородской области», ОГКУ «Государственный архив новейшей истории Белгородской области», Белгородским государственным литературным музеем, МБУК «Историко-краеведческий музей Яковлевского городского округа», Белгородским государственным историко-краеведческим музеем, Белгородским государственным историко-художественным музеем-диорамой «Курская битва. Белгородское направление», Белгородским государственным художественным музеем, Центром образования и коррекции «Индиго» г. Белгород, ОГБУ «Белгородский областной ресурсно-консультационный центр по работе с семьей и детьми», «Белгородский региональный центр психолого-медико-социального сопровождения», УФСИН России по Белгородской области и УМВД России по Белгородской области.
Контингент обучающихся насчитывает более 5 900 человек и аспирантов по всем формам обучения, из них более 2900 – очной формы обучения и более 2900 – заочной формы обучения.
Обучаются студенты из таких стран, как: Ангола, Афганистан, Беларусь, Гаити, Гвинея-Бисау, Египет, Израиль, Иордания, Ирак, Колумбия, Сербия, Сирия, Туркменистан, Узбекистан, Украина, Эквадор.
Адрес: ул. Студенческая, 14, корп. 4
к.102 (профессионально-педагогическое и гуманитарное направления), к.108 (естественнонаучное направления), Техник центра – Примакова Наталья Анатольевна |
|
Учебно-методический ресурсный центр (УМРЦ) организован для внедрения в образовательный процесс практико-ориентированных технологий обучения, обеспечивающих формирование у студентов необходимых профессиональных компетенций.
Деятельность УМРЦ осуществляется по нескольким направлениям:
В ресурсном центре преподаватели и студенты получают свободный доступ к информационным и электронным образовательным ресурсам, дидактическим материалам, обучающим программам. Техническое оснащение УМРЦ предоставляет преподавателям и студентам возможность выбора современных образовательных технологий.
На базе УМРЦ проводятся практические занятия со студентами, магистрантами, обучающимися Школы НИУ «БелГУ», организуются профориентационные встречи.
Центр студенческих инициатив «СТУДиЯ» был открыт в 2017 году.
Центр создан с целью общения членов студенческих советов, в том числе с возможностью онлайн-трансляций, с собеседниками из других регионов и городов, участниками вебинаров, форумов и других мероприятий, обмена опытом с другими вузами.
Для того чтобы учеба студентов была более успешной, преподаватели института используют современные образовательные технологии с применением электронных образовательных ресурсов, методов активного обучения, метода проектов, технологии развития критического мышления. С бакалаврами и магистрами работают опытные специалисты-практики, а также известные отечественные и зарубежные учёные.
Каждый факультет осуществляет подготовку будущих учителей по своим направлениям.
В течение ряда лет студенты института демонстрируют глубокие знания по педагогике и психологии и специальным дисциплинам, подтверждением этому является их успешное участие в Олимпиадах и конкурсах различного уровня.
Во время обучения большое внимание уделяется педагогической практике. Все виды педагогической практики проходят в образовательных учреждениях разных уровней и типов, которые являются стажерскими или экспериментальными площадками муниципального, регионального или федерального уровней.
Научные исследования в педагогическом институте имеют богатые традиции, высокие достижения и ведутся по широкому спектру направлений. Получили признание среди научного сообщества такие научные направления, как:
В рамках педагогического института действуют научные центры и лаборатории:
С 2018 года под руководством профессора Л.Н. Волошиной реализуется проект инновационной деятельности «Социализация-индивидуализация дошкольников в условиях вариативной системы физического воспитания», который прошёл экспертизу в Российской академии образования. Получено свидетельство об аккредитации и присвоении статуса инновационной площадки Российской академии образования.
Ученые института составляют основу диссертационных советов, действующих на базе университета, по педагогическим, филологическим, историческим наукам.
Руководителями и членами редколлегий научных журналов НИУ «БелГУ», в том числе и входящих в список ВАК РФ являются ведущие ученые института: Шаповалов В.А., Тарабаева В.Б., Исаев И.Ф., Болгов Н.Н., Алефиренко Н.Ф., Аматов А.М., Огнева Е.А., Разуваева Т.Н., Волошина Л.Н., Шеховская Н.Л., Ерошенкова Е.И., Литовченко Е.В., Гребнева В.В., Шатохин И.Т., Половнева Л.С., Оноприенко И.Г., Тарасова С.И.
С 2014 года стал издаваться сетевой журнал «TRACTUS AEVORUM: Эволюция социокультурных и политических пространств», который входит в ведущие российские и международные базы научного индексирования.
Нашими партнерами в проведении научных исследований и проектов являются коллеги в Ташкентском государственном педагогическом университете им. Низами (Узбекистан), Каршинском государственном университете (Узбекистан), Мозырском государственном педагогическом университете имени И.П. Шамякина (Беларусь), Белорусском государственном педагогическом университете им. Максима Танка (г. Минск, Беларусь), Восточно-китайском педагогическом университете (Китай), Даляньском университете иностранных языков (Китай), Университете Бейхуа (Китай), Университете Дэчжоу (Китай), Государственном педагогическом университете (Вьетнам), Западно-Казахстанском инженерно-гуманитарном университете (Казахстан) и другие.
Ежегодно в педагогическом институте проходят международные и всероссийские научные и научно-практические конференции, многие из которых стали традиционными: «Профессионально-педагогическая культура учителя и преподавателя», «Проблемы воспитания в условиях социальной трансформации»; «Белгородский диалог»; «Кондаковские чтения»; «Классическая и византийская традиция»; «Белгородская черта» и другие. Активную работу ведут Белгородское отделение «Византийского клуба», Белгородское отделение Российского исторического общества.
Педагогический институт НИУ «БелГУ» ставит своей целью интегрирование в международное пространство, предполагая эффективное сотрудничество с зарубежными организациями и учреждениями в научно-образовательной, научно-методической, социально-культурной и физкультурно-спортивной деятельности. Педагогический институт имеет договоры о сотрудничестве с ведущими вузами Китая, Узбекистана, Казахстана, Армении, Беларуси, Вьетнама, и др.
Факультеты и кафедры института много лет реализуют совместные образовательные программы с Каршинским государственным университетом и Самаркандским государственным институтом иностранных языков (Узбекистан), а с 2024 года разработаны и реализуются совместные программы с Азиатским технологическим университетом и Университетом Турон (г. Карши, Узбекистан).
Проф. Собянин Ф.И. и доц. Никулин И.Н. участвуют в деятельности Международной федерации физического воспитания (FIEP).
Академическая мобильность научно-педагогических работников, аспирантов, магистрантов и студентов является одной из приоритетных задач в деятельности педагогического института. Ее развитие связано с расширением и укреплением международных контактов факультетов и кафедр института. Все договоры о сотрудничестве с зарубежными вузами предполагают реализацию различных видов академической мобильности на паритетных началах.
Ученые института (проф. Болгов Н.Н., проф. Аматов А.М., проф. Алефиренко Н.Ф., проф. Собянин Ф.И., проф. Черкасов В.А., проф. Шеховская Н.Л., проф. Чумак-Жунь И.И., доц. Никулин И.Н., доц. Василенко В.В., доц. Гребнева В.В., доц. Болгова А.М., доц. Семичева Е.А., доц. Даниленко А.П., и др.) развивают научную академическую мобильность, участвуя в научных конференциях, симпозиумах, семинарах в ведущих научных центрах мира. С 2020 года ведущие профессора и доценты института проводят занятия в онлайн-режиме в рамках реализации СОП для студентов Каршинского государственного университета и Самаркандского государственного института иностранных языков (Узбекистан).
Большое внимание в педагогическом институте уделяется социально-воспитательной работе, которая проводится в различных формах и по разным направлениям.
На всех факультетах института действуют Студенческие советы, формируемые на ежегодном общем собрании обучающихся факультета. Члены студенческих советов организуют, активизируют и включают студентов в дела факультета, института, университета, координируют реализацию важных направлений деятельности института.
Жизнь студентов педагогического института многогранна и насыщенна, не ограничивается посещением только лишь аудиторных занятий и выходит далеко за рамки учебных аудиторий.
Вместе с кураторами студенты посещают Ботанический и Зимний сады НИУ «БелГУ», концерты областной филармонии, театр, выставочные залы, а также участвуют в играх КВН, смотрах и конкурсах, таких как: «Посвящение в студенты», «Студент и Студентка», «Последний звонок», «Смотр талантов первокурсников» и т.д. Студенты института являются активными членами университетских творческих коллективов.
На факультете дошкольного, начального и специального образования регулярно организуются сменные выставки художественного творчества студентов, обучающихся по профилю «Изобразительное искусство» – картин, скульптур, изделий из папье-маше, оригами и др.
Волонтеры института оказывают посильную помощь всем тем, кто оказался в трудной жизненной ситуации; проводят встречи с ветеранами, которым оказывается различного рода помощь; принимают активное участие в традиционной акции «Теплым словом, добрым делом» и благотворительных акциях для подопечных подшефных детских домов.
Неотъемлемой частью воспитания и обучения становятся учебные экскурсии в места славного прошлого Белгородчины, России (Прохоровка, Поныри, Дивногорье, Тула, Москва, Санкт-Петербург и др.).
Серьезное внимание уделяется адаптации студентов-первокурсников к учебной деятельности в вузе. Постоянно проводятся кураторские часы, беседы по профилактике правонарушений, наркомании и ВИЧ-инфекций, а также соблюдению законодательства РФ, нормативных актов НИУ «БелГУ».
Студенты принимают участие в спортивных университетских соревнованиях. Спортивная жизнь студентов организуется в секциях Учебно-спортивного комплекса Светланы Хоркиной и Спортивного комплекса «Буревестник». Призовые места занимают студенты института, принимая участие в командных первенствах по баскетболу, футболу, волейболу, шахматам, плаванию, легкой атлетике и т.д. Факультет физической культуры постоянно организует встречи со знаменитыми спортсменами и людьми, пропагандирующими здоровый образ жизни. Большое внимание уделяется «Дням здоровья» в институте, насыщенная программа которых вовлекает практически каждого студента института.
В институте проводится большая профориентационная работа, осуществляется помощь в трудоустройстве выпускников посредством сотрудничества с образовательными учреждениями в ходе педагогической практики.
За достижения в учебе, участие в общественно-полезной деятельности, активную научную и спортивную деятельность студенты награждаются стипендиями Ректора НИУ «БелГУ», Губернатора Белгородской области, Президента РФ и Правительства РФ и др.
Информацию предоставила О.М.Хорева 08.09.2024