В рамках сотрудничества БелГУ с Бременским университетом состоялся семинар под руководством профессора, доктора филологических наук Томаса Альтхауса.
Семинар был посвящен Болонскому процессу, основной целью которого является создание единого европейского пространства в структуре высшего образования. Чего следует ожидать от нововведений? Как они влияют и в дальнейшем могут повлиять на качество образования?
На примере своей страны господин Томас Альтхаус рассказал об интеграции Германии в Болонский процесс и ее последствиях, об отношении немецкой общественности к данному новшеству.
Образовательная программа для бакалавров в Германии рассчитана на три года. В каждом семестре существуют обязательные модули (пакеты учебных дисциплин) и модули по выбору. По окончании студенты получают оценку, которая складывается из суммы зачетных единиц отдельных модулей.
В последнем семестре они защищают работу на степень бакалавра, объект и предмет исследования которой определяется на базе ранее написанных курсовых по исследуемой проблеме, и посещают коллоквиумы, где обсуждают выпускные работы. Заключительных экзаменов нет. За квалификационную работу студенту присуждается определенный балл.
Перед выпускниками, получившими диплом бакалавра, встает серьезный вопрос о трудоустройстве. В первую очередь, это касается тех, кто изучал педагогические науки и хотел бы работать в школах. Если кто-то не желает учиться в магистратуре, то после окончания бакалавриата может работать в сфере коммуникации, рекламы, PR, журналистики, менеджмента, в культурных учреждениях.
В Германии котируется в основном диплом магистра. Окончание бакалавриата уже подразумевает поступление в магистратуру. Здесь в течение двух лет изучаются профилирующие дисциплины с последующим получением степени доктора.
По мнению Томаса Альтхауса, основным недостатком новой системы высшего образования является тот факт, что она напоминает жесткую школьную. Для студентов это означает, прежде всего, стабильное расписание, но большинство из них работало, чтобы оплатить учебу. Выходом из данной ситуации является Закон об образовании, благодаря которому можно взять кредит на учебу и выплачивать его постепенно после окончания вуза.
Есть и положительные стороны в новой системе. Благодаря установленным срокам немецкие студенты учатся не так долго, как раньше, а абитуриенты при зачислении в вуз сдают значительно меньше экзаменов, уменьшается и число студентов, досрочно прекративших обучение.
На сегодняшний день в Германии существует двоякое отношение к результатам Болонского процесса. Научные сотрудники недовольны увеличением нагрузки, а для учителей изменения произошли в лучшую сторону, ведь программа ориентирована в основном на дальнейшую работу выпускников в школе. Что касается студентов, то большая часть не поддерживает нововведение, ведь профессиональная область применения полученных ими знаний после окончания магистратуры четко не установлена.
Что будет означать переход на новую систему образования для России? Пока сложно сказать, но ясно одно - назад дороги нет. Будем, однако, надеяться, что опыт зарубежных коллег поможет нам менее болезненно интегрироваться в новый процесс, а выпускники наших вузов, имея возможность по обмену учиться за границей, привнесут свой вклад в развитие нашей страны.
<< Назад к списку |