Второй год в университете работает школа молодого преподавателя. Первые семинарские занятия позволяют слушателям школы детально познакомиться с особенностями организации процесса подготовки будущих специалистов. Так на одном из семинаров был проведен фрагмент деловой игры «Специалист-профессионал XXI века. Каков он?». В условиях деловой игры были открыты три лаборатории по изучению следующих проблем: воспитание и самовоспитание в вузе; образование и самообразование в высшей школе; развитие студенческого самоуправления. Все лаборатории объединяет общая цель – создание модели специалиста ХХI века.
Символом работы лаборатории №1 служит соединение рук взрослого человека и ребенка в рукопожатии, что интерпретируется как передача опыта от старших к младшим. Сотрудниками этой лаборатории предложена пирамида воспитания студента, на вершине которой – гражданственность как самый главный компонент личности, далее следуют основные определяющие факторы развития личности – гуманность и порядочность, в основание данной пирамиды положены приобщение к культурным ценностям, честность и совестливость, а также формирование профессиональной этики соответственно.
Лабораторией №2, занимающейся изучением проблемы образования и самообразования в высшей школе, символом выбран цыпленок, вылупившийся из яйца, что трактуется как востребованность специалиста на мировом рынке. В качестве модели выпускника вуза предложен модифицированный «знак качества» будущего специалиста, содержащий пять граней. В основу его положены личностные отношения, причем приоритет отдается чести и совести человека. На параллельной грани отражаются нравственные качества – гуманность и порядочность. Специалистами лаборатории выдвинут тезис о том, что качественный специалист должен заботиться не только о себе, но и об обществе. Однако возникает вопрос: каковы механизмы воспитания такого специалиста с учетом нынешних реалий?
Специалисты лаборатории №3, изучая проблему студенческого самоуправления, своим символом избрали подсолнух, как образец единства. Они отстаивают идею о том, что все органы самоуправления университета должны быть выборными, при этом у студентов должен быть высокий уровень самосознания и мотивации. Идеи, предложенные представителями этой лаборатории, носят несколько утопический характер.
На снимках вы видите одно из занятий в школе молодого преподавателя. Профессор кафедры общей филологии В.К. Харченко в процессе лекции знакомит слушателей со своей творческой мастерской по проблеме «Филологическая культура личности».
В заключение хотелось бы отметить, что подобные лабораторные исследования помогают более эффективному изучению и построению модели специалиста XXI века.
<< Назад к списку |