Подходит к концу зимняя сессия, и многие из вас, к сожалению, сдали ее хуже, чем хотели. Чего же вы не учли, готовясь к экзаменам? Что можно и нужно исправить до весны? Прочтите эту заметку и постарайтесь в следующий раз использовать приведенные в ней советы. Поверьте, поводов для сожалений у вас станет значительно меньше.
Если измерить чувство гордости, уверенности в себе, удовлетворенности своими знаниями, положением, которое испытывали юноши и девушки в сентябрьские дни, то, по-моему, первокурсники, без сомнения занимали первое место. Еще бы, они выполнили поставленную задачу, успешно сдали экзамены, поступили в престижный вуз.
Время идет, не за горами новый семестр. Хотелось бы, чтобы вы быстрее избавились от школярства и впитывали в себя знания осмысленно. Это не так просто, как кажется на первый взгляд. Трудности связаны, прежде всего, с тем огромным количеством информации, которая к вам поступает и с возможностями человеческой памяти, которая функционирует по определенным законам. Знаете ли вы их?
Закон 1 – осмысление. Он является самым простым и самым фундаментальным. Преподавание в вузе строится с учетом имеющихся у вас знаний. Поэтому прежде чем читать учебник, попытайтесь вспомнить, представить себе, что о данном предмете вам известно. Можно даже пофантазировать. При чтении сравните ваши предположения с написанным. Выделите главное. Должны быть записаны мысли, должна быть связь между ними, логический вывод. Самый большой вред для осмысления лекции – думы о постороннем – о буфете, свидании и т.д. Сами по себе они ничего плохого не несут, но во время лекции – это даром погубленное время.
Закон 2 – интерес. «Чтобы переварить знания, – писал Анатоль Франс, – надо поглощать их с аппетитом». Интерес у вас может здесь быть только один – это понадобится для будущей работы.
Закон 3 – объем знаний. Чем больше человек знает, тем лучше запоминает все новое. Но при перегрузке мозг перестает воспринимать новую информацию. Поэтому занятие надо построить так, чтобы по отдельным предметам ежедневно получать определенную информацию, к экзаменам все прочесть и запомнить. В таких случаях в человеческом мозге включается так называемая «кратковременная» память, у которой действительно, большой объем. Однако связи с ней непрочны и спустя несколько дней-недель утрачиваются. Все прочитанное забывается.
Закон 4 – готовность к запоминанию. Если человек пришел на занятия, чтобы заниматься, то и результаты у него будут хорошие. А если он пришел для то, чтобы помечтать, рассмотреть приятелей, пококетничать, то ничего из услышанного он не запомнит.
Закон 5 – одновременность впечатлений. Бывает так: помним в каком учебнике это написано, даже на какой странице, еще угол у листа загнут, текст подчеркнут синим карандашом, а вот что написано не помним. В принципе, такой прием воспоминания правильный: максимум одновременных ассоциаций, впечатлений поможет, натолкнет вас на верную мысль, но… В приведенном примере, к сожалению, вызванные ассоциации не те, что нужно. Это говорит о том, что у вас не было готовности к запоминанию (закон 4), а ваши мысли были заняты чем то другим (закон 2). А может, к вашей ситуации применима старая студенческая поговорка: «Не знал, не знал, и забыл»? Тут сколько не терзай себя, кроме ненужных ассоциаций в голову ничего не придет.
Закон 6 – последовательность впечатлений. Факты, мысли, возникающие последовательно друг за другом так же легко запоминаются и воспроизводятся в последующем. Например, легко произнести алфавит в привычном порядке, а попробуйте наоборот? Или каждую четвертую букву?
По этому закону – заучивание кусками – порочный способ запоминания. Для лучшего запоминания всегда, по-возможности, должно создаваться общее, цельное впечатление об изучаемом предмете.
Закон 7 – усиление первоначального впечатления. Любую информацию, поступившую к нам, мы можем усилить, увеличив число каналов, по которым она поступает. Поэтому для запоминания, для памяти, целесообразным является - изобразить мысль графически (но не на столе, за которым вы сидите), читать и пересказывать вслух, даже пропеть. Особенно эффективно поспорить на эту тему с товарищем или просто обсудить проблему.
Для запоминания очень важно, чтобы человек был уравновешен. Такие чувства как печаль, страх, раздражение – враги памяти.
Закон 8 – торможение. Всякая новая информация, в той или иной степени, стирает предыдущую. Поэтому и делаются перерывы между занятиями, паузы в лекциях. Каждая информация, чтобы быть запомненной должна «отстояться». Поэтому неправильно, по-видимому, учить анатомию после латыни, фармакологию после патологической анатомии и т.д. Латынь, как и стихи, следует учить перед сном.
Хочу пожелать всем студентам следовать этим законам и в последующем, после окончания нашего вуза, стать хорошими специалистами.
<< Назад к списку |