10 октября 2008 года музей истории БелГУ предоставил выставочное пространство для горной пейзажной фотографии. Автор фотовыставки – профессор кафедры математики БелГУ, доктор физико-математических наук М.Ю. Ковалевский. Это – своеобразный выставочный дебют автора.
Несколько слов об авторе. Родился в 1951 г., в Кременчуге. Окончил Харьковский национальный университет. Увлечения - альпинизм, горные лыжи, скалолазание, фотография. Кредо: "Основательность во всем". Провел в общей сложности около полутора лет среди гор. Фотоархив – более тысячи фотографий и слайдов.
Выставка предлагает ознакомиться с фотоработами, выполненными по цифровым технологиям в 2005-2008 гг.
«Я спросил ее: "Зачем идете в горы вы?" – пел Владимир Высоцкий. Действительно, для чего человек поднимается в горы? Что притягивает его к ним? Может быть, чтобы лучше понять то, что осталось внизу. Или чтобы восхищаться и любоваться ими. А может, желание испытать себя на прочность? Или страсть к романтике? Так или иначе, но, по словам М.Ю. Ковалевского, «единожды побывавший в горах оставит частичку своей души там навсегда».
Свое первое альпинистское восхождение М.Ю. Ковалевский совершил в 14-летнем возрасте в горах Крыма. После этой «детской забавы» любовь к путешествиям и фотографии окрепла, и из увлечений они превратились практически в образ жизни. За много лет активных путешествий автор побывал в самых удаленных местах Приэльбрусья, на Домбае, в горах Средней Азии (Гиссарский хребет), в Альпах и других местах.
Выставка фотопейзажей (которая, к сожалению, не имеет названия) собрала в себе неповторимую красоту горных массивов Центрального Кавказа. Разнообразные по природным сочетаниям горные ландшафты вводят нас в мир белоснежных пиков, крутых перевалов, чистых горных рек, отвесных скал и высокогорных долин.
Очень удачно получились у автора фотографии водной стихии. Если это водопад, то, как будто слышишь гул высотного ветра и ощущаешь на себе мириады фантастических брызг («Водопад»); подолгу всматриваешься в глубокий цвет быстрой волны горных рек («Река и камни в снегу», «Речка») и бирюзу озёр (пейзажи Ванкувера). Вода – разная: бурная, гневливая или торжественно спокойная. Но всегда – живая.
Следующие снимки – и опять нас ожидает что-то особенное в пейзаже. Посмотрите, как выглядят серо-фиолетовые гольцы и ледники («Ледник с ромашками»). Стремительное падение льдин остановилось в кадре фотоаппарата («Ледопад»). Они так и остались стоять навечно, напоминая сказочных исполинов. А если вам удалось сделать снимок «схода» лавины («Лавина в ущелье Адыл-су»), который длится всего 2-3 минуты? Тогда это настоящая авторская удача.
Особой магией обладают горные цветы: эдельвейсы, ромашки, рододендроны. Пока на выставке представлены отдельные фотоснимки («Цветы и камни», «Рододендроны», «Перевал и ледник с ромашками»). Но в дальнейшем, думается, их можно объединить в фотосерию, и перед зрителем предстанет цельный рассказ о жизни цветов на высотных лугах, между камнями или рядом с ледником.
Флора в горах неизбежно соседствует с диким животным миром. Сравните две фотографии: «Туры в окрестностях альплагеря «Бозенг» и «Туры из камней». На первой – гордый, но такой доверчивый к человеку тур как бы позирует в ожидании «благодарности» за работу. А на втором снимке – неповторимое каменное творение природы («Туры из камней»).
Домбай, Приэльбрусье, Скалистые горы – удивляют своими красками. Горные пейзажи в предрассветные часы или на закате солнца – отдельная тема выставки. Именно такие мотивы располагают к размышлению о том, что горы вечны, а человеческая жизнь — мимолетна. Горы огромны, человек — мал. Но в этом общении рождается нечто, что позволяет человеку найти себя или истину. Фотография - чем-то сродни восточной практике концентрации и медитации, и зачастую в результате – не только удачный снимок, но и изменение собственных взглядов на некоторые окружающие вещи.
Не случайно на Востоке существует культ гор. Считается, что к вершине можно приближаться лишь в смирении, а главное, с чистыми мыслями. Вот такое состояние торжественности перед ликом самых впечатляющих сооружений природы передают снимки горных вершин («Снежные флаги разлук» и др.), сделанные с высот от 300 до 5000 метров над уровнем моря. Поражают неисчерпаемо богатые формы скал, фантастика их нагромождений. И трудно найти слова, чтобы передать эмоции от плывущих в прозрачном горном воздухе снежных громадах («Облака»), таких спокойных и величественных, таких далеких и недоступных.
И еще последний штрих к выставке. Фотокартина «Рассвет» (именно – фотокартина, а не фотография) напоминает этюды Рериха, сделанные в Гималаях (К слову сказать, побывать в Гималаях – мечта М.Ю. Ковалевского). В этой и других работах автора выставки – широкая панорама гор, уходящих в голубоватую дымку далей, и бесконечное богатство цвета - горы темно-синие, бархатно-коричневые, а над ними – небо цвета кобальта, на фоне которого «далекие пики режутся ярко-белыми конусами».
Вот они, горы, рядом, в аккуратной рамочке за стеклом. Названия плато и водопадов, гор и ущелий мало что говорят нам, но завораживают, убеждая: «Лучше гор могут быть только горы...».
«Горы, действительно, завораживают», - согласен М.Ю. Ковалевский с посетителями выставки. И, наверное, возвращаясь в «суету городов и потоки машин», друзья по горным походам планируют на будущий год в очередной отпуск забраться повыше к солнцу и жгуче-синему небу, вновь испытать прелести ночевок на снегу, пройти, может быть, никем не пройденный перевал.
И эта любовь к горам на всю жизнь. А горы платят в ответ нежными картинами закатов, слепящим блеском снега и звездным небом. Спасибо вам, горы, что вы делаете нашу жизнь лучше. И автору фотопейзажей – за «глоток» кристально чистого воздуха.
<< Назад к списку |