Вчера в НИУ «БелГУ» прошла вторая Российская научная конференция с международным участием «Социология религии в обществе позднего модерна».
Институт государственного и муниципального управления (директор Александр Маматов), кафедра социологии и организации работы с молодёжью (заведующая кафедрой Татьяна Морозова) выступили организаторами конференции, а её инициатором и техническим руководителем стал профессор Сергей Лебедев.
Конференция привлекла внимание учёных из разных уголков России и зарубежья. Специалисты из Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Казани, Иркутска, Саратова и даже Питтсбурга (Пенсильвания, США) собрались в стенах Белгородского государственного национального исследовательского университета, чтобы обсудить актуальные вопросы социологического изучения современных религиозных процессов, осмысления роли религии в сегодняшнем обществе.
Открывая пленарное заседание, ректор НИУ «БелГУ» доктор социологических наук Леонид Дятченко отметил, что российская наука идёт со значительным опозданием от мирового контекста социологии религии из-за долгой советской традиции атеизма. Это признал и профессор Санкт-Петербургского госуниверситета Михаил Смирнов. По его словам, религия сегодня вновь стала одним из основных духовных ориентиров общества, но при этом как предмет исследования представляет собой диффузную среду со своим методологическим и мировоззренческим пониманием объекта – её исследуют учёные из разных областей (религиоведы, социологи, политологи, историки и др.). Кроме того, профессор констатировал, что религиозный компонент сейчас пытаются использовать как один из инструментов социального конструирования. Учёный также обозначил проблемы разнородности научного языка социологии религии и межпоколенческого разрыва исследователей, когда старшее поколение тяготеет к советским исследованиям, а младшее – к работам зарубежных социологов.
Профессор Питтсбургской богословской семинарии Джон Бургесс поделился, что в США сокращается влияние протестантизма на общество. Это связано с существенным уменьшением числа служителей церкви и увеличением среднего возраста прихожан, распадом церковных традиций и обрядов, негативным влиянием со стороны СМИ и популярной культуры. Однако учёный замечает, что несмотря на процесс распада традиционного протестантизма, нельзя говорить об уменьшении религиозности – она приобретает новые формы. Каждый верующий сам выбирает свой духовный путь, возникает явление «церкви без прихода».
Отвечая на вопрос о путях привлечении молодёжи в церковь, профессор Бургесс сказал, что сегодня не совсем ясно, что именно нужно для этого делать: «Может быть, нужно модернизировать литургию (ввести популярную музыку), готовить проповеди, которые будут влиять на эмоции человека, а может, наоборот, обращаться к древнейшим христианским традициям». Рассуждая об отношении американцев и русских к религии, Джон Бургесс подчеркнул, что у протестантизма и православия разные контексты, и если для протестантов в центре богослужения находится мощность и эмоциональность проповеди, то для православных – литургия и причастие.
Ряд вопросов учёные подняли в ходе секционных заседаний: социально-исторический аспект проблемы противостояния церкви и государства, религиозность россиян как социальный заказ и профессиональный интерес, юридический и социологический подходы к религиозной группе, опыт контент-анализа региональной прессы на предмет взаимодействия госучреждений и религиозных организаций и др.<< Назад к списку |