Два последних воскресенья перед Великим постом посвящены событиям начала и конца человеческой истории. В предпоследнее перед Постом воскресенье (Неделю Мясопустную) Церковь напоминает нам о втором пришествии на землю Иисуса Христа о всеобщем окончательном и Страшном суде живых и мертвых (Мф. 25, 31 - 46) - той последней грани, которая отделит земной мир от Царства Божия, время от вечности. Такое напоминание необходимо для того, чтобы люди согрешающие не предавались беспечности и нерадению о своем спасении в надежде на неизреченное милосердие Божие.
Последняя седмица перед Великим постом носит название «сырная» или масленица. На этой седмице устав предписывает воздерживаться от употребления мяса, зато разрешается вкушать молоко, сыр, масло и яйца.
Традиционно, в дни масленицы принято устраивать различные увеселения и массовые народные гуляния. Однако, такая традиция — изобретение скорее мирское, или даже языческое, чем христианское. Трудно себе представить, чтобы, напомнив о Страшном Суде, Церковь сразу же за этим благословила христиан на пресыщение, пьянство и безудержное веселье. Скорее наоборот, ведь в храмах в эти дни уже поются покаянные песнопения, а воздержание от мясных продуктов, вплотную подводит нас к началу Великого поста. Для искренне верующего человека сырная седмица пронизана размышлениями о будущем Страшном суде Христовом. Стало быть, земное веселье в эти дни у православных христиан умеряется церковной службой, а сама масленица никак не становится временем чревоугодия.
Последнее воскресенье перед началом Великого поста именуется Неделей сыропустной, так как именно в этот день заканчивается употребление в пищу молочных продуктов. В богослужении вспоминается об изгнании Адама и Евы из рая за непослушание воле Божией. Из райского блаженства первые люди были изгнаны на землю, чтобы возделывать ее, чтобы в поте лице есть свой хлеб, в болезни и скорби рождать и воспитывать своих детей, а в конце жизни умереть и возвратиться в прах, из которого они были созданы. Но чтобы люди совсем не отчаялись, Бог по великому милосердию Своему дал им обетование, что на землю придет Спаситель, чтобы снова примирить людей с Богом и спасти их от греха и самой смерти.
Также этот день известен как Прощеное воскресение, потому что после вечернего богослужения в храмах совершается особый чин прощения, который впервые появился у египетских монахов. Перед наступлением Великого поста, чтобы усилить подвиг молитвы и подготовиться к светлому празднику Пасхи, монахи расходились по одному по пустыне на все сорок дней поста. Некоторые из них уже не возвращались обратно: кто-то был растерзан дикими зверями, другие погибли в безжизненной пустыне. Потому, расходясь, чтобы встретиться только на Пасху, монахи просили друг у друга прощения за все вольные или невольные обиды, как перед смертью. И конечно, сами от души прощали всех. Каждый понимал, что их встреча в преддверии Великого Поста может оказаться последней. С течением времени эта традиция перешла в богослужение всей Церкви и теперь в этот день христиане имеют благочестивый обычай просить друг у друга прощения грехов, ведомых и неведомых обид и принимать все меры к примирению с враждующими. После вечернего богослужения в храмах священнослужители и прихожане взаимно испрашивают друг у друга прощение, чтобы вступить в Великий пост с чистой душой, примирившись со всеми ближними. Но прежде чем испрашивать прощение друг у друга, мы должны попросить прощения у Господа за то, что мы постоянно оскорбляем Его своими грехами и неблагодарностью, за то, что так мало у нас любви к Нему.
<< Назад к списку |