Декан факультета журналистики БелГУ принял участие в обсуждении проблем развития журналистского образования Общественной палатой.
В Общественной палате РФ, в Комиссии по коммуникациям, информационной политике и свободе слова в СМИ состоялись слушания по проблемам подготовки журналистских кадров и улучшения качества образования современного журналиста. Слушания были приурочены к 60-летию журналистского образования в МГУ.
Сегодня в нашей стране журналистские кадры готовят 122 вуза, но качество журналистского образования в некоторых учебных заведениях оставляет желать лучшего. Отечественная журналистика проходит сейчас переломный этап в своём развитии, поэтому вопрос о том, каким должно стать в ближайшем будущем журналистское образование, волнует не только преподавателей и студентов журфаков, но и руководителей СМИ и работодателей – представителей медиаиндустрии.
На слушания в Общественную палату были приглашены руководители ведущих российских факультетов журналистики, включая журфаки МГУ, СПбГУ, Уральского и Казанского университетов, ВГУ, БелГУ и некоторых других вузов. Наш университет представлял декан факультета журналистики, профессор Александр Петрович Короченский.
Возглавил заседание Комиссии по коммуникациям, информационной политике и свободе слова в СМИ её председатель П.Н. Гусев, он же – главный редактор газеты «Московский комсомолец», президент Союза журналистов Москвы. Во встрече участвовали видные представители российского медиасообщества: политический обозреватель телеканала «Россия» Н.К. Сванидзе, главный редактор журнала «Огонек» В.Г. Лошак, глава Национальной Ассоциации телерадиовещателей Э.М. Сагалаев, журналист и депутат Государственной Думы А.Е. Хинштейн и другие. В дискуссионном обсуждении проблем журналистского образования участвовали и представители государственных структур, регулирующих деятельность СМИ.
Дискуссия показала, что мнения представителей прессы, факультетов журналистики и государственных структур относительно нынешнего состояния и перспектив развития вузовской подготовки журналистов образования часто не совпадают. Так, в ходе обсуждения проблем реформирования журналистского образования П.Н. Гусев предложил вывести за пределы журфаков «побочные» специальности «Реклама» и «PR». Однако руководители факультетов журналистики в большинстве своём эту идею не поддержали. Так, например, А.П. Короченский и многие его коллеги полагают, что и журналистов, и специалистов в области рекламы и связей с общественностью можно готовить на одном факультете, но на разных отделениях. Главное, чтобы ещё на стадии профессиональной подготовки было предотвращено этически конфликтное смешение журналистики и пиара, журналистики и рекламной деятельности.
Зашла речь и о пересмотре государственных стандартов подготовки журналистских кадров. Мнения представителей системы журналистского образования и практиков вновь разошлись. «Журналист-универсал, владеющий современными информационными технологиями», – таким видит выпускника журфака декан факультета журналистики МГУ Я.Н. Засурский. По мнению ветерана столичного журфака, журналист нового века должен быть специалистом, обладающим навыками для работы в любой медийной сфере: будь то печатные СМИ, Интернет-СМИ, телевидение или радио.
В ответ редактор журнала «Огонёк» В.Г. Лошак высказал мнение о необходимости подготовки журналистов «под формат» конкретного средства массовой информации. В итоге решили, что в процессе обучения нужно в большей степени ориентировать будущих «акул пера» на знание технологии журналистской деятельности. Но самое главное – не снижать на журфаках планку языковой и общеобразовательной подготовки.
Особое место в дискуссии заняли проблемы формирования высокой профессионально-этической культуры будущих журналистов, что чрезвычайно важно для преодоления кризиса общественного доверия к СМИ, повышения достоинства и престижа журналистской профессии. С большим интересом собравшиеся заслушали сообщение П.Н. Гусева, о том, что близится к финишу разработка «Хартии журналиста» – нового кодекса профессиональной этики российских работников печатной и электронной прессы.
Как отметил в своём выступлении на слушаниях А.П. Короченский, в заседании участвуют представители трёх сторон: университетов, медиаиндустрии и государства, но не представлены позиции самой главной заинтересованной стороны – аудитории, то есть российских граждан – потребителей информационных продуктов и услуг. Чтобы преодолеть нынешние проблемы журналистского образования и медийной практики, необходимо слушать голос граждан, изучать их потребности, узнавать, что они ждут от журналистики и журналистов. В России должны быть созданы общественные ассоциации в защиту интересов аудитории в её отношениях с медиаиндустрией – наподобие гражданских объединений, уже существующих во многих странах мира. Реформирование журналистского образования должно происходить не только и не столько с учётом интересов медийного бизнеса, но и интересов всего общества.
Преодоление негативных последствий чрезмерной коммерциализации прессы, введение двухступенчатой системы бакалавриата и магистериата на журфаке, создание общероссийского Фонда развития журналистского образования… Эти проблемы и инициативы также были подробно рассмотрены участниками заседания. Будем надеяться, что высказанные идеи разработки воплотятся в жизнь.
<< Назад к списку |