Система современного образования ориентирована на актуализацию всех творческих способностей студентов: гармоничное развитие их интеллектуальных, профессиональных, нравственных и эстетических качеств. Ключевую роль в общегуманитарной подготовке специалистов играет культурология. В ходе изучения этой науки студент должен научиться понимать и уметь объяснять явления культуры, их роль в человеческой жизнедеятельности, а также различать формы и типы культур, основные культурно-исторические центры и регионы, знать историю мировой и отечественной культуры, заботиться о сохранении и приумножении национального и мирового культурного наследия, и главное - суметь воспользоваться имеющимся многомерным и разноплановым материалом.
Сегодняшняя наука о культуре – культурология - знает более 800 понятий культуры. Но что значит культура для реально существующего студента нашего университета? Преподавателем, доцентом кафедры русской литературы ХХ века В.П. Кичигиным был проведен опрос среди студентов первого курса факультета управления и предпринимательства, в котором приняли участие около 150 человек. Проанализировав результаты, мы отобрали 40 наиболее интересных ответов, чтобы составить статистику.
Для 30% студентов культура проявляется через общение. Менеджер должен вести за собой людей, управлять ими, он должен быть примером для подражания. Но для этого нужно научиться общаться. По мнению студентов, речь, манеры поведения, поступки обличают культуру человека или, наоборот, ее отсутствие. По мнению 25% опрошенных, необходимо будущим управленцам интериоризировать правила поведения в больших и малых группах людей, обучить основам этикета. И вряд ли найдется другая наука, которая могла бы это сделать лучше, чем культурология. Для них культура является основой успеха, она помогает не выходить за рамки дозволенного.
На один из вопросов: «думали ли вы, зачем мы изучаем культуру древних времен, культуру других стран?» 27,5% респондентов ответили, что именно эти знания помогают понять традиции и культуру нашего народа, имеющего многовековую историю, что в свою очередь помогает понять каждого человека в отдельности.
37,5% опрошенных считают, что культурология помогает им повысить свой культурный и интеллектуальный уровень, стать эрудированным и образованным человеком, что необходимо каждому руководителю. Они подчеркивают, что культура обогащает внутренний мир человека. Она учит выбирать из лучшего лучшее, помогает нам самовыражаться и самореализовыться в профессиональной деятельности.
5% студентов не забывают об одной из специализаций менеджмента организации - «Управление культурой». Поэтому для будущих управленцев культурология становиться не только обязательным общеобразовательным предметом, но и профессиональной дисциплиной.
Опрос показал, что больше всего внимания студентов привлекли школы культурологии, их представители, и концепции (37,5% опрошенных). Для них особенно интересно было изучение Психологической школы Зигмунда Фрейда и его последователя К. Юнга, привлекла Общественно-историческая школа, представителями которой являются Тойнби и О. Шпенглер, другие школы. Особый интерес вызвали занятия, посвященные культуре русской цивилизации. Для 25% студентов эти знания оказались совершенно новыми. 32,5% узнали много новых понятий и терминов, в том числе понятия «культура» и «культурология». Студенты даже не могли предположить об огромном количестве определений термина «культура». Также будущие менеджеры в контексте курса культурологии узнали о семиотике культуры (15%), о её архетипах (10%), о народной (7,5%) и современной культуре (5%) и о многом другом, что можно перечислять очень долго.
Одним из пунктов опроса был: «что бы я хотел узнать в контексте курса культурологии?» 20% респондентов ответили, что хотели бы больше узнать о культуре других народов, ведь у каждого народа найдется что-то особенное. 17,5% интересуются культурами Древнего Рима, Греции и Египта, мифологией этих стран и традициями. 10 % студентов подчеркивают, что для них были бы очень полезными знания об этике менеджмента, так как успех для представителей этой профессии зависит от умения общаться с людьми.
Студентами специальности менеджмент организации было проведено небольшое исследование, в котором они проанализированы ресурсы Научной библиотеки БелГУ, областной библиотеки, а также сети Интернет на наличие учебных пособий и книг по культурологии и всему, что связано с понятием «культура». Было найдено более 200 источников, в том числе и огромный Интернет ресурс. Несмотря на небольшое количество учебной литературы, обучение и самообучение студентов проходит на высоком уровне. За один учебный семестр были достигнуты значительные результаты.
Предварительные выводы можно сделать следующие: в современном мире на первый план выдвигается важнейший ресурс прогресса - человек. И задача современного образования направлена на полноценное и гармоничное развитие личности, и поэтому цель культурологии как науки не просто изложить все сведения и факты, а помочь человеку выбрать для себя все самое лучшее и необходимое для него.
<< Назад к списку |