На днях на заседании Малого Совета медицинского факультета в очередной раз обсуждались вопросы трудовой дисциплины студентов, успеваемости и предстоящей зимней сессии. Высказанные коллегами советы и пожелания, мы сгруппировали по темам и предлагаем вашему вниманию. Возможно, они окажутся полезны студентам не только нашего факультета.
Если измерить чувство гордости, уверенности в себе, удовлетворенности своими знаниями, положением, которое испытывали юноши и девушки в сентябрьские дни, то, по-моему, первокурсники, без сомнения заняли бы первое место. Еще бы, они выполнили поставленную задачу, успешно сдали экзамены, поступили в престижный вуз. Но есть ли повод обольщаться и дальше любоваться собой, с гордостью и несколько небрежно сообщать своим менее удачливым друзьям: «Да, поступил в наш университет, на медицинский факультет…»
Хотелось бы предостеречь от этого, напомнить, что сейчас у вас новое положение – студент. Время идет, вы уже заканчиваете первый семестр, и очень быстро пролетят 6 лет, вы получите диплом врача, приступите к обучению в интернатуре, по окончанию которой будете допущены к самостоятельной врачебной деятельности, вам доверят лечить больного, решать его судьбу.
Сейчас резко возросли требования к специалисту, к его знаниям. Хотелось бы, чтобы вы быстрее избавились от школярства, как губка впитывали в себя те знания, которые вам дают на теоретических и клинических кафедрах, но делать это осмысленно. Это не так просто, как кажется на первый взгляд. Трудности связаны, прежде всего, с той огромной информацией, которая к вам поступает и с возможностями человеческой памяти, которая функционирует по определенным законам. Используя их, вы добьетесь лучших результатов, повысите свою культуру.
I. Закон осмысления. Он является самым простым и самым фундаментальным. Преподавание в вузе строится с учетом имеющихся у вас знаний. Поэтому прежде чем читать учебник, попытайтесь вспомнить, представить себе, что о данном предмете вам известно. Можно даже пофантазировать. При чтении сравните ваши предположения с написанным. Выделите главное. Не пытайтесь дословно, механически записать лекцию. Этим чаще страдают девушки. Ну и два – три предложения за лекцию, что чаще встречается у юношей, – тоже не большое достижение. Должны быть записаны мысли, должна быть связь между ними, логический вывод.
Самый большой вред для осмысления лекции – думы о постороннем – о буфете, свидании и т. д. Сами по себе они ничего плохого не несут, но во время лекции – это даром погубленное время.
II. Закон интереса. «Чтобы переварить знания, - писал Анатоль Франс, - надо поглощать их с аппетитом». Интерес у вас может здесь быть только один – это понадобится для будущей работы.
III. Закон объема знаний. Чем больше человек знает, тем лучше запоминает все новое. Здесь важна глубина знаний. Ведь иногда бывает так: человек имеет представление о чем-то, а ему кажется, что он в этом специалист, что ему нет необходимости вникать в эту проблему глубже. Опасная мысль. Это может наблюдаться у студентов, имеющих среднее специальное образование. Важное значение для мозга и памяти имеет объем получаемой информации. При перегрузке мозг перестает воспринимать новую информацию. Поэтому занятие построены так, что по отдельным предметам ежедневно вы получаете определенную информацию. В таких случаях в человеческом мозге включается так называемая «кратковременная» память, у которой действительно, большой объем. Но связи с ней непрочные и спустя несколько дней-недель утрачиваются. Все прочитанное забывается.
IV. Закон готовности к запоминанию. Если человек пришел на занятия, чтобы заниматься, то и результаты у него будут хорошие. А если он пришел для то, чтобы помечтать, рассмотреть приятелей, пококетничать, то ничего из услышанного он не запомнит.
V. Закон одновременных впечатлений. Каждый, наверное, побывал в такой ситуации: точно помню в каком учебнике это написано, даже на какой странице, еще угол у листа загнут, текст подчеркнут синим карандашом, а вот что написано - не помню. В принципе, такой прием воспоминания правильный: если хочешь что-то вспомнить, то надо вызвать в памяти максимум одновременных ассоциаций, впечатлений. И они помогут, натолкнут вас на верную мысль. В приведенном примере, к сожалению, вызванные ассоциации не те, что нужно. К ним могут добавить еще такие как: при чтении этого раздела раздался телефонный звонок, пришел товарищ, было жарко и т.д. Т.е. это говорит о том, что у вас не было готовности к запоминанию (закон 4), ваши мысли были заняты чем то другим (закон 2). Надо сказать, что этот закон не относится к старой студенческой поговорке «Не знал, не знал, и забыл». Тут сколько не терзай себя, кроме ненужных ассоциаций в голову ничего не придет.
VI. Закон последовательных впечатлений. Факты, мысли, возникающие последовательно друг за другом так же легко запоминаются и воспроизводятся в последующем. Например, легко произнести алфавит в привычном порядке, а попробуйте наоборот? Или каждую четвертую букву?
VII. Закон усиления первоначального впечатления. Любую информацию, поступившую к нам, мы можем усилить, увеличив число каналов, по которым она поступает. Поэтому для запоминания, для памяти, целесообразным является - изобразить мысль графически (но не на столе, за которым вы сидите), читать и пересказывать вслух, даже пропеть. Особенно эффективно поспорить на эту тему с товарищем или просто обсудить проблему.
Для запоминания очень важно, чтобы человек был уравновешен. Такие чувства как печаль, страх, раздражение – враги памяти.
VIII. Закон торможения. Всякая новая информация, в той или иной степени, стирает предыдущую. Целесообразно делать перерывы между занятиями, паузы и физкультминутки в лекциях.
Каждая информация, чтобы ее запомнить, должна «отстоятся». Поэтому неправильно, учить анатомию после латыни, фармакологию после патологической анатомии и т.д. Латынь, как и стихи, следует учить перед сном.
Хочу пожелать всем студентам следовать этим законам, не иметь пропусков по изучаемым дисциплинам, в том числе и по физической культуре, получить допуск к предстоящей сессии, успешно сдать первую и последующие сессии и после окончания нашего вуза стать востребованными и хорошими специалистами.
<< Назад к списку |