Дорогие друзья, коллеги, студенты! Дорогие ветераны, дорогие учителя!
30 лет, пройденные педагогическим факультетом в нашем общем строю, – это бесконечная череда многих трудных и прекрасных дел, это яркая дорога в будущее, начинающаяся с Любви, Терпения, Понимания - основных учительских качеств, с которыми вот уже три десятилетия приходят к детям его питомцы.
Ваш факультет талантлив и молод. Он ровно на сто лет младше нашего вуза, ставшего сегодня одним из лучших классических университетов Европы, но и на этом сравнительно небольшом отрезке нашей общей истории сколько прекрасных профессионалов дали вы России! Более семи тысяч ярких звезд вспыхнули на педагогическом небосклоне Белгородчины.
Пожалуй, нет у нас в области ни одной школы, большой или маленькой, где бы ни трудились ваши выпускники. И все наши знаменитые соотечественники – депутаты и ученые, художники и священники, труженики полей и руководители компаний – прошли через их добрые руки. Потому что нет ни академика, ни банкира, ни президента, который не учился бы в первом классе, не вспоминал с благодарной нежностью свою первую учительницу, воспитательницу детского сада, психолога или логопеда. Это ваши бывшие студенты помогли им стать достойными гражданами нашей страны, ее опорой, ее элитой…
И сегодня все они, бесчисленные ученики ваших выпускников, - я уверен – присоединяются к моим поздравлениям. Мира вам, добра, любви и счастья! И не забывайте, что ваша профессия – самая важная, самая нужная, самая великая. Пока будут живы учителя – духовный потенциал России, – будет живо и все человечество!
С праздником!
Леонид Дятченко, ректор БелГУ,
с уважением и благодарностью
В 1976 году наш вуз, тогда Белгородский государственный педагогический институт имени М.С. Ольминского, пополнился шестым по счету факультетом.
Поначалу новое учебное подразделение именовалось факультетом педагогики и методики начального обучения. В этом году у него юбилей. Это праздник для каждого из нас, ведь мы с трепетом и любовью вспоминаем первого учителя. Так что выпускники педагогического факультета вошли в нашу жизнь навсегда. И в день рождения в адрес именинника звучали самые теплые слова поздравления, пожелания успеха и процветания.
Собравшиеся в аудитории смогли услышать их от выпускников, экс-деканов, преподавателей прошлых лет и работающих сегодня сотрудников, студенты. Все они стали участниками снятого специально к празднику фильма о педагогическом факультете, в котором авторы «пролистали» странички истории юбиляра.
Фильм способствовал тому, что в лекционной аудитории воцарилась атмосфера добра и уюта. А вокруг, как и обычно на дне рождения, было много цветов, улыбок и смеха. В этот день, 10 ноября, почетными и благодарственными грамотами наградили преподавателей факультета. Ректор БелГУ, профессор Л.Я. Дятченко и другие гости преподнесли юбиляру свои подарки.
На следующий день, 11 ноября, праздник переместился в МКЦ, где присутствовали выпускники, почетные гости из Москвы и других городов России. В честь именинника состоялся праздничный концерт.
Обучение осуществляется по шести специальностям: «Педагогика и методика начального образования», «Дошкольная педагогика и психология», «Изобразительное искусство», «Домоведение», «Специальная дошкольная педагогика и психология» и «Логопедия». В настоящее время факультет занимает четвертое место в вузе по количеству студентов – их более 1700.
Кафедр на педфаке пять: теоретических основ начального образования (заведующая кафедрой – кандидат физико-математических наук, доцент Г.М. Аматова); педагогики и методики начального образования (заведующая кафедрой – кандидат педагогических наук, доцент Т.М. Стручаева); дошкольной педагогики и психологии (заведующая кафедрой – кандидат педагогических наук, доцент В.В. Маркова); изобразительного искусства (заведующая кафедрой – кандидат педагогических наук, доцент Н.Л. Стариченко); специальной дошкольной педагогики и психологии (заведующая кафедрой – кандидат биологических наук, доцент О.Д. Коптева).
Традиционно педагогический факультет проводит благотворительные акции «Каждому ребенку – игрушку в подарок». Ежегодно – в Белгородском областном специализированном доме ребенка, а в 2005 г. акция проводилась и в гематологическом отделении Белгородской областной детской больницы. Студенты факультета шефствуют над Прохоровским интернатом для мальчиков.
За тридцатилетнюю историю педагогического факультета его возглавляли четыре декана: Т.А. Оксак, П.Т. Фролов, В.Н. Ткачев, Н.В. Поддубный. С 2005 года им руководит О. Д. Коптева.
– Оксана Дмитриевна, расскажите немного о своём профессиональном становлении.
– После школы я поступила в Московский педагогический университет на специальность дефектология (от лат. defectus – недостаток и греч. logos – слово, учение; наука о закономерностях и особенностях развития детей с физическими и психическими нарушениями, о принципах, методах, формах организации их воспитания и обучения). Почему было избрано именно это направление? Просто моя мама работала с такими детьми, и мне тоже очень хотелось им помогать. Ещё будучи студенткой, на втором курсе, я начала заниматься с ребятами, жизнь которых отягощена тяжелой болезнью – детским церебральным параличом. Получив высшее образование, работала по своей специальности в Москве и Киргизии. В 1998 году моя семья переехала в Белгород. Через некоторое время мне предложили работу в университете. Познакомилась с коллективом. Начала преподавать. 8 сентября 2004 года я стала заведующей кафедрой логопедии, и ровно через год меня избрали деканом. Тогда груз ответственности казался неподъемным, и я хочу поблагодарить коллектив факультета и студентов за огромную поддержку и помощь.
– В чем особенность образования на педагогическом факультете?
– Педагогический факультет БелГУ является уникальным в своем роде, так как у нас трудится коллектив, который мог бы составить достойную конкуренцию целому институту, – это биологи, экологи, математики, филологи, экономисты, художники, дизайнеры, методисты, психологи, искусствоведы, дефектологи. Такое многоцветие педагогической палитры позволяет готовить студентов к работе как с обычными и творчески одаренными детьми любого возраста, так и малышами, испытывающими трудности в речевом, физическом и психическом развитии. Серьезная теоретическая подготовка и непрерывная практическая работа с детьми различного возраста и уровня развития и их родителями дает нашим выпускникам бесценный опыт. Этот опыт позволяет им быть успешными не только в педагогической деятельности, но и во многих других сферах, требующих хорошего знания специфики межличностных отношений, креативности, организаторских способностей, умения слушать и быть услышанным. Обучение по специализациям и дополнительным специальностям обеспечивает социальную защищенность наших выпускников, предоставляет широкие возможности для трудоустройства.
– Сегодня профессия учителя не так престижна, как раньше. Каким Вы видите будущее педагогического факультета?
– Мы всегда вспоминаем первого учителя, и он всегда помнит о нас. Первый учитель закладывает в ребенке фундамент для дальнейшего развития. Родители с тревогой и надеждой отдают своих чад на воспитание. Поэтому, я думаю, педфак будет существовать всегда. Большинство поступающих к нам студентов – выпускники школ отдаленных районов нашей области (всего их более 500), которые говорят: «Я вернусь в свою школу и буду там работать. Приду и скажу: «Я тоже – учитель!»
Факультет развивается, предлагает новые образовательные услуги. С 2003 года открыта специальность «Домоведение» – одна из самых популярных сегодня. Выпускники смогут работать в организационно-управленческой, образовательной, научно-исследовательской сферах.
В 2006 году на факультете состоялся первый выпуск студентов по специальностям «Изобразительное искусство» и «Логопедия». Молодые специалисты пополнили ряды преподавателей изобразительного искусства, художников-оформителей, специалистов по дизайну и рекламе, учителей-логопедов.
На факультете впервые в России была осуществлена двухуровневая подготовка специалистов в учебном комплексе «педвуз – педагогический колледж». Сейчас здесь в сокращенные сроки обучаются выпускники всех педагогических колледжей и училищ Белгородской области.
Среди выпускников факультета есть руководители управлений образования, директора школ, заведующие детскими садами, бизнесмены, руководители предприятий и организаций. Стабильно высокие конкурсы на специальности факультета показывают, что коллективу удалось преодолеть стереотип «непрестижности» педагогических специальностей, найти свою нишу в образовательном пространстве.
Мне кажется, наш факультет вполне доказал свою востребованность.
– Он таким же и остается во время обучения?
– Мне кажется, да! Конечно, они взрослеют, но специфика работы с детьми такова, что специалисты в этой области просто не умеют разговаривать на повышенных тонах. Многие из наших преподавателей раньше работали с маленькими детьми. И, даже взрослея, они душой понимают детский мир: искренний и открытый. Зайдите в любую из наших аудиторий. Здесь теплая атмосфера. Преподаватели понимают и принимают студентов такими, какие есть. Возможно, поэтому преподавательский состав пополняют именно выпускники факультета, которые остаются работать в БелГУ и развивают его. Это своего рода традиция, как и то, что наш факультет не забывает сотрудников, долгие годы работавших в нашем вузе. Мы о них заботимся, помогаем и стараемся напоминать, что ученики благодарны им.
Еще в школе Вера Владимировна Дёмичева твердо решила: «Буду учителем начальных классов!» Практиковаться начала сразу же, на своих младших братьях и сёстрах. Объясняла им сложности русского и немецкого языков, и других предметов. Окончив школу с мечтой о преподавании, Вера поступила на педагогический факультет. Он только открылся, и она попала в первый набор – 50 девушек. В это время здание пединститута еще не достроили. Занимались в классах средней школы № 27. Через два года завершили работу, и студенты разместились на двух этажах нового корпуса, где факультет располагается по сей день. После защиты диплома Вера Владимировна отправилась в сельскую школу. Но через некоторое время, в 1988 году, снова вернулась на родной факультет, теперь в качестве преподавателя. Вера Владимировна преподает русский язык и занимает должность заместителя декана по учебной работе. Поскольку она наблюдала становление молодого факультета, ей и адресовано несколько вопросов о юбиляре.
– Вера Владимировна, как все начиналось?
– Когда я поступала, мы сдавали четыре экзамена и творческий конкурс, на котором пели, плясали и играли на музыкальных инструментах. Для зачисления нужно было набрать 23 балла! В то время, когда я была первокурсницей, открыли только одну специальность – «Педагогика и методика начального образования». Сейчас их шесть.
Коллектив факультета был маленьким, дружным и веселым. И когда я уже работала на педфаке, у нас много внимания уделялось художественной самодеятельности, конкурсам, в том числе и «Юморине». Кстати, возрождаемые сегодня дни здоровья впервые появились именно у нас. Эта традиция продолжается и сегодня (читайте на сайте). Наши студенты всегда занимали лидирующие позиции в соревнованиях.
Постепенно факультет развивался. Свет в окнах горел с утра и до позднего вечера. Старались сделать факультет лучше, чтобы дети шли к нам учиться и получали качественное образование. Даже в нелегкие годы перестройки мы открыли три новых специальности, хотя в то время было трудно определиться, в каком направлении двигаться. И во многом это заслуга В.Н. Ткачева, проректора по учебной работе, который тогда был деканом. Сегодня педагогический факультет вырос, но по-прежнему сплочен.
– Что, по Вашему мнению, отличает студентов педагогического факультета от других?
– Случайные люди у нас не задерживаются. Сюда приходят только по призванию. Сегодня на факультете дают такое образование, что дипломированный специалист может воспитать действительно гармоничную личность.
– Что бы Вы пожелали родному факультету?
– Процветания! Сегодня наш факультет – это одна большая дружная семья. Пусть и дальше на педфаке царит любовь и уважение преподавателей и студентов, выпускников и их воспитанников. Пусть нас все любят так же, как мы бескорыстно дарим свою любовь людям.
Его открыли студенты педагогического факультета. Обнаружили его в своих друзьях и наставниках, и решили издавать газету с названием «Alter Ego». В ней рассказывают о способностях талантливой молодежи художники, учителя, логопеды, домоведы – все творческие и интересные люди. Пишут и на серьезные темы (о научных конференциях), и о насущном (например, о буфете). В общем, разносторонне освещают жизнь факультета.
Главный редактор, студентка 4 курса Любовь Шведчикова, объединила в редколлегии газеты представителей всех шести специальностей факультета. Вместе планируют содержание номеров. В редакции есть даже фотокорреспондент и верстальщик. Декан факультета О.Д. Коптева поддержала инициативу студентов: выделила им компьютер, обеспечила принтером, диктофоном, краской и бумагой.
В свет вышло пять номеров, и готовится праздничный – шестой выпуск. У будущих педагогов, перевоплотившихся в журналистов, много планов: улучшить качество газеты, разнообразить её содержание. Возможно, и увеличить объем: сейчас газета выходит на шести полосах. Что ж, как известно, совершенству нет предела.
Студентам педагогического факультета мы предложили ответить на три вопроса:
Максим Чубаров (группа № 060306)
Елена Апанасенко (группа № 060408)
Марина Воронкина (группа № 060307)
Виктория Бледай (группа № 060307)
Татьяна Куревлёва (группа № 060506)
Любовь Шведчикова (группа № 060307)
Алёна Гордиенко (группа № 060404)
Ольга Гончаренко (группа № 060307)
Ирина Либова (группа № 060307)
Слово выпускнику…
О.А. Шаталов, начальник департамента образования, культуры, спорта и молодежной политики (администрация г. Белгорода), тоже сказал несколько слов для нашей газеты.
– Педагогический факультет очень много значит для меня – здесь заложен один из базовых пластов моего образования. На факультете прекрасно учат психологии общения. Я благодарен всем преподавателям факультета, но особенно – Вере Владимировне Дёмичевой. Она просто, как мама, помогала мне на протяжении всего обучения, к ней всегда обращался за помощью и находил поддержку.
Педагогическому факультету хочу пожелать развития, сохранить самобытность и все добрые качества, которыми обладают все, кто причастен к факультету.
<< Назад к списку |