Представьте себе преподавателей, которые в разгар сессии вместо того, чтобы важно хмурить брови и с видом жреца оценивать ответы студентов на экзаменах, ползают по расстеленным на полу огромным листам бумаги, в сантиметрах определяя, что важней: собственные методические умения, доскональное знание предмета или «правильная» мотивация студента. Представьте преподавателей, которые в проекте «Идеальный студент» могут наконец-то выразить в слове и образе свои самые заветные фантазии на эту тему; преподавателей, которые, «сколотив» команду «Желе и пудинг», в течение получаса готовят и на уровне финала КВН «выдают» программу новостей на телевидении...
Все это стало возможным благодаря проходившему 21-23 июня российско-немецкому семинару по проблеме «Инновационные методы обучения специалистов». Петер Браунек, Габриэла Беккер и Анке Бетцель показывали преподавателям новые возможности в организации обучения, помогали всем нам уйти от учебной рутины и тех психологических стереотипов, которые кажутся незыблемыми, но на самом деле часто не способствуют продвижению, а, наоборот, тормозят обучение.
С точки зрения новых методик, преподаватель выполняет функцию модератора, то есть человека, понимающего социальную и психологическую динамику в группе и регулирующего коммуникацию. Один из аспектов его деятельности – помочь обучающимся самоорганизоваться, найти в себе новые возможности для дальнейшего развития. И тогда те, кто учится, начинают понимать, что роль доктора Фауста, уединившегося в своем кабинете, не всегда бывает самой эффективной. Группа – это всегда мощное эмоциональное и интеллектуальное поле. Другое мнение и другое восприятие рядом нередко способствует обновлению собственных оценок. Модератор должен уметь проанализировать состояние «учеников», направить ситуацию по продуктивному пути. Он же предотвратит конфликт при принятии совместного решения, найдет нетрадиционную форму для обновления коммуникации, используя для этого не только слова, но и образы, краски, ощущения.
Многое на этом семинаре поначалу было непривычным, а иногда казалось наивным и несерьезным. Но за предложенными методиками – не только успешный опыт, но и данные нейробиологии, идеи так называемого конструктивного обучения.
Будем ли мы применять эти методики в своей работе? Однозначно ответить за всех нас сложно, ведь наш традиционный менталитет, стереотипы коллективного поведения, привычная роль наставника предполагает большую замкнутость, недоверие, авторитарность. Но результаты нашей работы в команде, где еще полчаса назад люди не знали друг друга, на практическом опыте убедили, что в команде и с новыми методиками – продуктивнее.
<< Назад к списку |