«Имеем честь пригласить сотрудников редакции газеты «Будни» Белгородского государственного университета принять участие в I всероссийской конференции «СМИ для студентов». Так все и началось. И отправились мы, И.В. Микулина, начальник управления по связям с общественностью, редактор газеты «Будни»; Мария Водянова и Людмила Жихарь, корреспонденты, обмениваться опытом, приобретать новых друзей и, конечно, PRить свой родной вуз.
О себе
Возможно, то, что вы прочтете дальше, будет немного нескромно, зато - правда. А журналист должен писать правду и только правду! В общем, белгородская делегация выступила на высоком уровне. Доклады отвечали главным требованиям подобных конференций: краткости, высокой информационной насыщенности, полезности и возможности применения некоторых аспектов на практике в других газетах. Свои выступления сотрудники газеты «Будни» проиллюстрировали электронной презентацией, из которой наши коллеги узнали о жизни БелГУ не только в цифрах и фактах, но и смогли оценить его красоту и масштабность (в презентации было представлено большое количество фотографий с видами нашего университета).
После рассказа о деятельности вуза, его научных достижениях и перспективах многие слушатели захотели учиться и работать в БелГУ, даже не поинтересовавшись финансовой стороной вопроса. Пожалуй, хватит себя расхваливать. Добавлю лишь то, что ни один участник конференции не уехал домой без подарка от БелГУ. Календари, кепки, футболки и кружки с символикой университета будут приятным воспоминанием об этой встрече для наших коллег.
О других
Подобные конференции всегда интересны общением с людьми, которым есть что сказать и которых при этом хочется слушать. Первым, с кем мы познакомились, был президент Союза студенческих СМИ Владимир Кумов, студент третьего курса Московской финансово-юридической академии, и, что приятно удивило, наш земляк (Владимир родился и вырос в Старом Осколе). Кроме этого, он является главным редактором газеты своей академии - «Зачетка». Это издание стало единственным, представляющим студенческую журналистику на традиционной пресс-конференции Владимира Путина, проходившей 31 января 2006 года.
Самая запоминающаяся и интересная беседа, по мнению многих присутствующих, получилась со Светланой Максимченко, главным редактором московской молодежной газеты «Акция».12 апреля этой газете исполнилось пять лет. Светлана поведала коллегам о том, как все начиналось, с какими трудностями пришлось столкнуться в самом начале творческого пути, какие проблемы стоят перед изданием сегодня.
Весьма острой стала полемика газет «Акция» и «РеАкция» (создана на несколько лет позже «Акции»). После выступления членов редакций двух конкурирующих изданий, участники конференции обсудили политическую направленность обеих газет, и порой не всегда корректную тактику «РеАкции». Так, например, слоган «Газета для думающей молодежи», на протяжении нескольких лет принадлежавший «Акции», теперь красуется на первой полосе «РеАкции». И названия, как вы уже заметили, перекликаются. По мнению Николая Соколова, представителя популярной молодежной газеты «Кактус» (г. Ростов-на-Дону), «РеАкция» заполонила все газетные стенды не только Ростова, но и многих других городов, пытаясь потеснить местную прессу. Журналисты, присутствовавшие в зале, отметили один из наиболее существенных промахов «РеАкции» – некачественно подготовленные материалы.
О проблемах
Людмила Жуковская, профи в молодежной журналистике, дала очень много дельных советов юным корреспондентам студенческих СМИ. Она отметила, что наиболее часто встречающаяся проблема – трудности во взаимоотношениях с учредителями или руководящими органами. Оказалось, многие студенческие издания корректируют (вносят литературную правку) и утверждают проректоры, что в определенной степени ограничивает свободу выражения авторов. Людмила подсказала, как лучше строить отношения с университетской властью.
Другие проблемы касались как технической стороны (верстки и дизайна газеты), так и творческой (работы над материалом). Часто у молодых журналистов возникают сложности с оформлением запроса на предоставление информации официальными лицами. Особенно это характерно для изданий технических вузов, в которых большинство сотрудников редакций имеют поверхностное представление о журналистской профессии. Существенным «пробелом» в работе любого человека, занимающего этой деятельностью, является отсутствие знаний правовых основ средств массовой информации. На мой взгляд, все эти проблемы легко решаются – не изобретать велосипед, а надо просто прочитать соответствующую литературу.
Хотя, прозвучала еще и такая мысль, что «самые качественные и интересные газеты, обычно, выходят не в гуманитарных вузах». Насчет качества – можно поспорить. А вот интересная и нестандартная (нежурналистская) подача материала может оживить страницы издания. Возможно, журналисты действительно «заморачиваются» привлекательной формой, забывая о соответствующем качестве содержания?!
Кстати, об информационном наполнении газет и журналов. Мне кажется, совершенно напрасно многие редакторы озадачены привлечением большого количества «матерых» рекламистов. Да, от них зависит рентабельность издания и заработная плата сотрудников, но только журналисты, предоставляющие пищу для ума и информацию для размышления, могут повлиять на читателей своими публикациями. Поэтому проблема рекламно-маркетинговой деятельности, поднимаемая сегодня на многих семинарах, должна тесно переплетаться с вопросами, касающимися профессионализма журналистов.
И напоследок вопрос на засыпку: можно ли к журналистике относиться только как к хобби, без использования специальных знаний и навыков профессии?! Наверное, каждый должен заниматься своим делом профессионально. Согласитесь, если даже у человека от природы хорошее чувство стиля, и склонность, допустим, к швейному делу, этого еще недостаточно, чтобы быть отличным модельером. А журналистом разве быть проще?!
Людмила Жихарь
Для начинающего журналиста Союз журналистов России – это Олимп, окутанный туманом надежд, и кажущийся совершенно недосягаемым. Цель многих, взявшихся за перо или усердно набирающих тексты на клавиатуре, - забраться на его вершину. Именно ТУДА, поближе к богам журналистики, мы и попали 4 мая.
Что же ТАМ внутри?
На Олимпе очень длинные коридоры. Порой они кажутся бесконечными. За сотнями дверей скрываются «олимпийские сокровищницы», где хранятся тонны журналистских текстов, призы всероссийских конкурсов, спорные материалы, судьба, которых зависит от решения экспертов. Бесчисленное количество документов покорно ожидает, когда на них появится надпись – «принят в Союз».
Жители Олимпа
Всем этим заправляет Всеволод Богданов, но до его двери мы не добрались: отчасти потому, что не было времени, а еще и потому, что она пока скрыта от взгляда молодых журналистов.
На стенах в рамках, оформленных в цвет российского триколора, помещены фотографии акул пера: Владимира Познера, Андрея Колесникова, Павла Вощанова и многих других.
Часто боги этого Олимпа ведут борьбу не на жизнь, а на смерть, именно поэтому, к сожалению, на нас грустно смотрят с фото в черных рамках Владислав Листьев, Артем Боровик, Дмитрий Холодов и другие, погибшие в борьбе за права простых граждан России…
Что делали ТАМ мы?
Устанавливали контакты. Нашу делегацию встречали очень тепло: давали советы, вручали подарки. Мы же в свою очередь выражаем особенную благодарность за ценные рекомендации Людмиле Жуковской, координирующей работу молодых журналистов. Так за чашечкой крепкого чая была закреплена связь Белгородского государственного университета и Союза молодых журналистов России (СЖР).
Дары Олимпа
Боги журналистики суровы, но справедливы, кроме того, щедры и великодушны, а потому, каждый представитель нашей делегации не ушел из Союза с пустыми руками. В качестве подарков в Белгород уехало 75 книг из сокровищницы Центра защиты гласности СЖР. В условиях современного информационного общества ничего ценнее этой информации (для профессиональной компетентности журналиста) быть не может.
Как же добраться в это Сказочное Место?
Находится Союз по адресу: г. Москва, Зубовский бульвар, 4, ст.метро «Парк Культуры», в здании РИА Новости. Олимп доступен в пределах виртуального пространства – <a href='''www.ruj.ru'>www.ruj.ru</a>. Каждому журналисту, нуждающемуся в помощи и совете, ТАМ помогут, а инициативным еще и «красную дорожку постелют». Так что вперед к Олимпу, молодые журналисты Белогорья!
Мария Водянова
<< Назад к списку |