Разработанные способы геомоделирования водной эрозии почв открывают перспективу рационального использования сельскохозяйственных угодий и восстановления плодородия пашенных земель
Учёные НИУ «БелГУ» при грантовой поддержке Российского научного фонда (проект «Эколого-реабилитационное землепользование в районах интенсивной деградации почв Европейской России» - руководитель профессор Фёдор Лисецкий) сформировали региональную базу геоданных и построили пространственную модель потенциального эрозионного смыва от дождевых осадков с чистого пара. Исследование, отвечающее приоритетам НОЦ «Инновационные решения в АПК», проведено на примере Белгородской области – территории с высокой степенью разрушения почв в агроландшафтах. Полученные результаты, по мнению исследователей, помогут своевременно принять меры по изменению структуры севооборотов на склонах и возобновления деградированной пашни.
По словам научного сотрудника Федерально-регионального центра аэрокосмического и наземного мониторинга объектов и природных ресурсов, кандидата географических наук Жанны Буряк, для решения проблемы регулирования темпов эрозии почв необходимо объективное выявление наиболее эрозионно опасных территорий пашни.
– В исследовании мы использовали методы математического моделирования эрозионных процессов и возможности геоинформационных систем, в частности – пространственный анализ, а также апробированную для России эрозионную модель RUSLE, разработанную в США, которая позволяет прогнозировать потенциал среднегодового модуля смыва почвы для различных сценариев использования территории, – рассказывает Жанна Аркадьевна.
Благодаря ГИС-моделированию, отмечают учёные, можно увидеть предварительную картину, на землях каких муниципальных образованиий нужно в первую очередь внедрить мероприятия по консервации и реабилитации деградированной пашни.
Научный сотрудник Федерально-регионального центра аэрокосмического и наземного мониторинга объектов и природных ресурсов, кандидат географических наук Ольга Маринина, комментируя результаты проведённого исследования, подчеркивает, что в целом 67 процентов пашни Белгородской области подвержено годовому смыву выше допустимого (2-2.5 т/га). Причем 11,5 процента приходится на территории с потенциальными потерями почвы более 20 т/га в год.
- Это соотношение достаточно высокое, однако стоит учитывать, что результаты моделирования демонстрируют «худший расклад» эрозионного потенциала при прочих равных условиях, - поясняет Ольга Андреевна.
После анализа полученной модели эрозионного риска Белгородской области учёные выявили 14 тысяч ареалов пашни с повышенной эрозионной опасностью, площадь которых может достигать 700 га. В результате по ним сформировали базу геоданных с точной локализацией каждого участка и построили картограмму плотности распределения ареалов высокой эрозионной опасности. Всё это открывает «зеленый коридор» для решения острых проблем рационального использования и сохранения почвенных ресурсов. Реализованная методика имеет потенциал для тиражирования в других регионах страны.
Подробнее познакомиться с результатами исследования можно по ссылке: https://doi.org/10.1051/e3sconf/202017604007
Для справки: По статистике пахотные земли России ежегодно теряют свыше 500 млн тонн наиболее плодородной части почвы за счет активного проявления водно-эрозионного процесса, а недобор зерна по стране по этой причине оценивается в 15.8 млн тонн в год. В Белгородской области эрозионные процессы в той или иной степени затронули 48 процентов распахиваемых земель.
<< Назад к списку |