– Чучело! Чучело – предатель! – толпа агрессивно настроенных подростков идёт следом за испуганной хрупкой девочкой с двумя косичками. Она старается держать себя в руках, но слёзы уже наворачиваются на глаза. Она не выдерживает, бежит. Жестокие одноклассники бегут за ней следом…
Фильм «Чучело» был снят в СССР ещё в 1983 году. Но ужасающие кадры до сих пор могут быть реальностью для тех, кто выделяется из массы. Добрая половина из нас в детстве получала клички, в большей или меньшей степени обидные. Прозвища всегда отражают то, чем их носители отличаются от других, например, «очкарик» или «лопоухий».
То, что в своём микросоциуме дети выделяют «иных», объявляют им бойкот, как в упомянутом фильме, или другим образом изолируют от себя, говорит о нетерпимости, которая присуща человеку с рождения. О нетерпимости даже относительно деталей внешности, не говоря уже о национальных, религиозных и культурных различиях. Что же делать? Не общаться с «другими» людьми? Не жить с ними в одном городе? И почему у нас возникает такое категорическое неприятие их? В чём причина явления нетерпимости?
Почему-то люди воспринимают нетерпимость как синоним интолерантности, а толерантность – только как терпимость. Рассмотрим простой пример. В классе мальчика, который носит очки, называют «очкариком». В этом есть мало приятного. Есть два пути решения проблемы. Первый: одноклассники «закрывают глаза» на его очки и не обзывают его. Это элементарная терпимость. Но есть и второй путь: одноклассники не обзывают его, понимая, что очки ему необходимо носить, чтобы не потерять зрение, и что, давая ему прозвище, они обижают его. Вот это называется толерантностью.
Сам термин «толерантность» ни в одном из документов, ни в одном из источников не трактуется абсолютно определённо. Даже резолюция Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года даёт очень пространное, даже образное определение толерантности. Обобщив все положения, можно сказать, что толерантность – умение уживаться на одной планете представителей разных рас, религий, носителей разных идей, сторонников разных мнений, действующих в интересах мира.
Как научиться быть толерантным? Когда, как не в Международный день толерантности обсудить этот вопрос? В рамках областной программы «Формирование толерантного сознания и профилактики экстремизма в Белгородской области», стартовавшей 25 марта 2002 года, и областной молодёжной акции по толерантности «Мир, в котором мы живём».
16 ноября в читальном зале Белгородской государственной юношеской библиотеки прошёл первый гражданский молодёжный форум «Толерантность: узнаём друг друга». В форуме принимали участие: С.Л. Колесников, представитель Управления образования и науки Белгородской области (заместитель начальника отдела науки высших и средних профессиональных образовательных учреждений Управления образования и науки Белгородской области); И.Б. Игнатова, зав кафедрой русского языка как иностранного БелГУ, доктор педагогических наук, профессор; М.И. Цыганкова, заместитель председателя молодёжной общественной организации «Ювента» и другие специалисты, занимающиеся проблемами молодёжи. «Движущей силой» на форуме стали студенты ведущих белгородских вузов.
Вопреки бытующему мнению, что молодёжь не интересуется проблемами общества, студенты выразили обеспокоенность вспышками террора, экстремизма в обществе. Студенты были готовы вести конструктивную беседу с представителями государственных структур и общественных организаций, чтобы способствовать формированию толерантного сознания в своей среде.
Сейчас трудно сказать точно, толерантно наше общество или нет. Форуму были предоставлены результаты исследования, проведёнными специалистами БелГУ. Респондентам предложили ответить на вопросы, касающиеся взаимодействия с другими общественными единицами. Ощущение единства с представителями той же национальности испытывают 76%; с земляками – 82%; с россиянами – 72%; с гражданами СНГ – 16%; с человечеством – 2%. Принимать традиции других народов готовы 76% опрошенных. И такой показатель очень радует. Ведь понимание и принятие традиций и обычаев – залог полноценного общения их носителей.
На форуме обсуждалась также проблема «Толерантность и СМИ». Студенты факультета журналистики стали на сторону СМИ. Они убеждены, что СМИ за очень небольшим исключением не распространяют интолерантность в обществе. Представители организаций и учреждений так не считали, но когда они подменили понятие «толерантность» на профессиональную этику, спорить с ними стало бесполезно, и будущие журналисты предпочли не уличать оппонентов в некомпетентности.
Результатом открытого диалога стал Проект рекомендаций молодёжного форума, который, пройдя доработку, будет передан на обсуждение в областную Думу.
Хочется верить, что, помимо Проекта, итогом беседы стала зародившаяся в каждом участнике толерантная жизненная позиция.
<< Назад к списку |