В результате апробации уникальной игровой педагогической технологии более 80 процентов принявших участие в исследовании старших дошкольников проявили качества, необходимые для эффективной работы в команде
Апробация технологии проходила в 27 дошкольных учреждениях Белгорода и области. Более ста педагогов, участвовавших в ней, отметили её эффективность в создании общего смыслового поля для сотрудничества, командного взаимодействия, социализации детей.
Учёные кафедры дошкольного и специального (дефектологического) образования НИУ «БелГУ», занимавшиеся проблемой освоения дошкольниками социального опыта, обратились к исследованиям российских и зарубежных психологов и педагогов, в которых признаётся тот факт, что современные дети всё чаще сталкиваются с трудностями в становлении активной жизненной позиции, в использовании потенциальных способностей при взаимодействии со сверстниками и взрослыми.
Дошкольный возраст, по словам доктора педагогических наук, профессора НИУ «БелГУ» Людмилы Волошиной, - один из важнейших этапов развития личности, ведь именно на этот период приходится наиболее активная фаза освоения социального опыта.
– Ранее проведённые нами исследования показали, что у 46,2% детей старшего дошкольного возраста недостаточный уровень воссоздания социального опыта в двигательно-игровой деятельности. Это снижает двигательную активность ребенка, отрицательно сказывается как на психоэмоциональном состоянии, так и на показателях здоровья и физического развития, – комментирует Людмила Николаевна.
Для решения проблем социализации дошкольников был разработан алгоритм взаимодействия детей при освоении подвижных и спортивных игр, специальные коммуникативные разминки, проблемно игровые ситуации и задания с использованием разновозрастных объединений детей в двигательно-игровой деятельности. Созданная педагогическая технология базируется на авторских программах «Играйте на здоровье», «Выходи играть во двор», «Вместе весело играть». В ходе апробации было доказано, что инновационная технология обеспечивает интеграцию игровой, познавательной, коммуникативной, двигательной деятельности дошкольников.
Педагогические наблюдения над двигательно-игровой деятельностью дошкольников показали, что за период апробации технологии возросла способность детей управлять своим поведением в коллективе, действовать по правилам, контролировать непосредственные побуждения. Наблюдалось значительное снижение (на 32%) числа детей с недостаточным уровнем развития способностей к общению и взаимодействию.
По словам доктора педагогических наук, профессора кафедры физического воспитания НИУ «БелГУ» Виктора Кондакова, внедрение разработанной технологии в образовательный процесс дошкольных учреждений может стать эффективным решением проблемы социализации растущего человека.
- После применения нашей технологии у 83% дошкольников в самостоятельной двигательно-игровой деятельности отмечены уверенность в выполнении действий, разнообразие движений с использованием спортивного оборудования, объединение детей в микрогруппы для игрового взаимодействия, – поясняет Виктор Леонидович.
Исследование проведено при финансовой поддержке гранта РФФИ на базе педагогического института НИУ «БелГУ» и Белгородского института развития образования. Подробнее ознакомиться с материалами исследования можно здесь.
<< Назад к списку |