В состав рабочей группы Совета по развитию исторического образования при Минобрнауки вошёл представитель НИУ «БелГУ»
Декан историко-филологического факультета НИУ «БелГУ» Андрей Папков принял участие в работе первого заседания Экспертного совета по развитию исторического образования при Минобрнауки России. Андрей Игоревич по рекомендации Белгородского отделения «Российского исторического общества» (РИО) (председатель Совета отделения РИО в Белгородской области – ректор НИУ «БелГУ» Олег Полухин) вошёл в рабочую группу по подготовке концепции преподавания истории России и экспертизе учебников и учебных пособий для высшей школы. (Всего создано три рабочих группы, в том числе – по изучению исторической основы общегражданской идентичности; по научно-просветительской работе).
В состав Экспертного Совета вошли представители органов исполнительной и законодательной власти, руководители высших учебных заведений, институтов, общественных организаций, всего 22 человека. Среди них и.о. декана исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова Лев Белоусов, директор Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого Андрей Головнев, который также является заведующим научно-исследовательской лаборатории исторической антропологии НИУ «БелГУ», директор Института археологии РАН Николай Макаров, ректор МГИМО Анатолий Торкунов. Председателем Экспертного Совета стал министр науки и высшего образования Российской Федерации Валерий Фальков.
Председатель «Российского исторического общества» Сергей Нарышкин обозначил несколько направлений работы Экспертного совета по развитию исторического образования. Он отметил, что необходимо сосредоточиться на том, чтобы студенты-историки, вне зависимости от того, в каком вузе они учатся, получали бы актуальные, современные и востребованные профессиональные знания. При этом одинаковые подходы к качеству исторического образования должны применяться при организации учебного процесса и по направлению подготовки 46.03.01 История и по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование, профиль История и обществознание. Следует отметить, что именно такой подход является базовым при разработке и реализации учебных планов по указанным образовательным программам в НИУ «БелГУ», поэтому представитель нашего вуза был включён в рабочую группу экспертного совета.
Министр образования и науки Валерий Фальков определил основные цели и задачи деятельности Совета.
– Важность истории как науки и учебной дисциплины всегда состояла в том, что именно она формирует отношение общества к своему прошлому, осуществляет преемственность поколений, формирует сознание личности и нравственные ценности. Историческое образование играет важнейшую роль в сохранении и укреплении культурно-духовной идентичности российского народа и государства, защищая его от попыток фальсификации исторических фактов и событий. В этой связи необходима целенаправленная деятельность органов власти, институтов гражданского общества, ученых-историков и преподавателей гуманитарных дисциплин по формированию в обществе исторической культуры, — отметил Валерий Фальков.
Глава Минобрнауки России подчеркнул, что образование должно базироваться на основах уважения к истории своей страны, опираться на документальные источники и научные исследования.
По словам Валерия Фалькова, деятельность Совета будет направлена на поддержку объективизации исторических событий с учетом опыта научного сообщества. К первоочередным задачам Совета относится организация экспертизы учебных пособий по истории в высшей школе, противодействие фальсификации истории в любых ее проявлениях, популяризация исторического знания и выработка рекомендаций для университетов. В случае обнаружения исторических неточностей и ошибок, фальсификаций и искажений в учебных пособиях по истории, используемых в вузах, любой гражданин сможет обратиться в совет по электронной почте historyexpert@minobrnauki.gov.ru с просьбой о проведении соответствующей проверки. Опытные эксперты будут оценивать степень допустимых трактовок, и предотвращать случаи перехода «красной линии» в учебниках по истории.
Сопредседатель Российского исторического общества, ректор Московского государственного института международных отношений Министерства иностранных дел Российской Федерации Анатолий Торкунов предложил разработать историко-культурный стандарт для высшей школы, по аналогии с историко-культурным стандартом для средней школы.
Президент исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова Сергей Карпов подчеркнул, что нельзя уходить от системного подхода при изучении курса истории на неисторических направлениях подготовки и специальностях высшего образования, нужно определить базовые векторы развития российской истории, на которые и сделать упор в преподавании. Отметил неэффективность наукометрических показателей, ориентированных на учёт публикаций статей, в том числе, рецензируемых в базах данных Web of Science и Scopus, для оценки квалификации историков. Целесообразно учитывать издание монографий, которые должны обязательно рецензироваться.
Член Президиума Российского исторического общества, вице-президент РАН, директор Института археологии Российской академии наук Николай Макаров отметил необходимость государственной поддержки исторических журналов и археологических практик, поскольку участие в полевых археологических работах – очень важный элемент формирования личности историка.
Следует отметить, что НИУ «БелГУ» по инициативе ректора Олега Полухина на протяжении последних нескольких лет ведёт активную деятельность по развитию исторического образования в вузе. Сравнение накопленного опыта и решений, принятых на первом заседании Экспертного совета по историческому образованию Минобрнауки России, свидетельствует о правильном направлении работы университета.
<< Назад к списку |