На протяжении целой недели, с 7 по 14 апреля, студенты и преподаватели факультета психологии были участниками таких мероприятий, как: Олимпиада по психологии; научный коллоквиум «Культурно-историческая психология Л.С. Выготского: прошлое, настоящее, будущее»; встречи со студентами факультета – участниками Международной межвузовской научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Психология XXI века» и делегатами Зимней Психологической Школы в Санкт-Петербурге; психологической гостиной, в которой на этот раз студенты и преподаватели встречались с выпускниками отделения психологии разных лет, связавших свою судьбу с наукой и реализующихся в ней; межфакультетской научно-практической конференции «Духовная жизнь личности», проводившейся совместно с социально-теологическим факультетом; 7-ми секционных и пленарного заседаний. Работа 7 секционных заседаний завершилась выбором лучших докладов, сделанных студентами. В секции «Психология детско-родительских отношений» лучшими были признаны доклады студенток 1542 гр. Яценко Алены и Гацуцыной Анны, в секции «Проблемы профессионального самоопределения личности» – доклад студентки 1552 гр. Юшиновой Марины, в секции «Проблемы подросткового и юношеского возраста» – доклад студентки 1521 гр. Богдановой Евгении; в секции «Психология личности» – доклады студентки 1532 гр. Щебетовой Анны и студентки 1551 гр. Сердюковой Оксаны; в секции «Психология семьи» – доклад студентки 1552 гр. Семкиной Дины.
Студентка 2-го курса Подолинская Софья приняла участие в работе общеуниверситетской секции, посвященной 60-летию Победы в Великой Отечественной войне, где она представляла наш факультет и достойно выступила с докладом на тему: «Ученые-психологи в годы Великой Отечественной войны» (Н. рук.: асс. Т.Г. Пизова). Блестяще выступила на секционном заседании слушателей «Школы молодого исследователя» ее участница – студентка 2-го курса Богданова Евгения с докладом на тему: «Развитие эмпатии в подростковом возрасте» ( Н. рук.: проф. Н.И. Исаева).
Каждое из перечисленных мероприятий в какой-то мере стало своего рода событием в научной жизни наших студентов и преподавателей. Все то, что происходило в течение Недели Науки на нашем факультете, стало довольно успешным стартом, который, послужит своеобразным прологом ко многим свершениям наших студентов на поприще науки. Одной из иллюстраций такой уверенности явилось заседание Студенческого научного коллоквиума «Культурно-историческая психология Л.С. Выготского: прошлое, настоящее, будущее», состоявшееся 8 апреля на факультете психологии в соответствии с планом мероприятий. Заседание было посвящено теме: «Жизнь и судьба. Этапы научной биографии Л.С. Выготского». И хотя студенческий коллоквиум функционирует уже не один год, а объявления об очередном заседании стали привычными в череде студенческих мероприятий, это заседание отличалось от предыдущих. Его особенность заключалась в некоторой символичности – студенты-младшекурсники, обсуждая наиболее важные события и этапы научной биографии одного из основоположников отечественной психологии – Л.С. Выготского, принимали эстафету в организации и проведении коллоквиума от студентов-выпускников. Несмотря на то, что студенты младших курсов только втягиваются в изучение потаенных секретов психологического знания, лежащих за пределами параграфов общедоступных учебников, сообщения Евгении Богдановой (1521 группа) и Анны Одрына (1512 группа) о жизненном и научном пути Моцарта психологии привлекли к себе внимание и заслужили положительные отзывы всех участников коллоквиума. О глубокой проработанности материала, присутствии собственного интереса к фактам жизненной и научной биографии Льва Семеновича свидетельствовали содержательные ответы Жени и Ани на многочисленные заданные им вопросы.
Студенты-старшекурсники Елена Сазонова и Марта Шакарова (1552 группа), напутствуя своих преемников, отметили необходимость продолжения работы коллоквиума. «Когда мы, будучи второкурсниками, включились в работу коллоквиума, подготовка к его заседаниям для нас стала воистину первым прикосновением к тайне психологического знания, – отметила Лена. – В общении с товарищами и куратором – доцентом В.А. Карнауховым – психология начала неожиданно превращаться в живое, притягивающее знание, столь необходимое для полноценного роста будущего психолога-профессионала». «Сложнейшие и, как вначале казалось, непостижимые для ума положения фундаментальной психологии постепенно стали открываться перед нами и вселили уверенность в возможность овладения психологией, – продолжает мысль Марта. – Самое главное, что вопросы, обсуждаемые на заседаниях коллоквиума, заставляют задуматься о многих актуальных для современной психологической науки и практики проблемах, побуждают к дальнейшему саморазвитию».
В ходе Пленарного заседания студентам и преподавателям была предоставлена возможность, не только вспомнить еще раз все то, что происходило на нашем факультете в течение этой недели, но и ознакомиться с основными итогами студенческой науки на факультете за период с апреля 2004 – по апрель 2005 года. Для этого были использованы возможности презентации, содержанием которой стали наиболее важные достижения наших студентов за отчетный период: 1) Международная межвузовская научно-практическая конференция студентов и аспирантов, проводившаяся на факультете психологии Санкт-Петербургского государственного университета. Участие в ней становится традицией для студентов нашего факультета. Первое участие студентов-психологов в работе этой конференции состоялось в 2001 году. В апреле 2004 г. – в ней приняли участие трое студентов, а в апреле 2005 г. уже девять человек подали свои тезисы, которые успешно прошли отбор Оргкомитетом конференции для опубликования в сборнике; 2) научно-практическая конференция студентов, аспирантов и молодых специалистов «Психея-Форум 2005», проводящаяся факультетом психологии Самарского государственного университета. Было отослано и принято Оргкомитетом конференции к опубликованию в сборнике 6 работ наших студентов; 3) Международный студенческий форум «Образование, Наука, производство», проводившийся во второй раз в БГТУ им. Шухова. Были опубликованы работы 10 наших студентов; 4) Международная научная конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов-2005», проходящая под эгидой Евразийской студенческой ассоциации, Российского Союза студентов и Студенческого Центра МГУ. В работе конференции приняли участие 2-е студентки нашего факультета. Тезисы выступлений были опубликованы в сборнике материалов конференции; 5) 4 работы наших студентов были опубликованы в Сборнике студенческих научных работ БелГУ.
Студенты факультета были отмечены Дипломом за участие в V Юбилейной Зимней Психологической Школе «Психология: исследования и практика». По результатам научно-исследовательского рейтинга Татьяна Немыкина, студентка 1552 гр. была удостоена звания «Студент-исследователь», а Анна Лейбфрейд, студентка 1552 гр. стала лауреатом премии БелГУ.
Хотелось бы обратить внимание на соотношение опубликованных работ студентов за весь отчетный период с апреля 2004г. – по апрель 2005 г. и за период существования факультета психологии, т.е. с 7 февраля по 14 апреля 2005 г. Оно составило - 1:1. В количественном выражении это выглядит следующим образом: если всего за этот год было опубликовано 34 печатные работы студентов, то 17 из них – именно с начала существования факультета (это без учета 5 работ, признанных лучшими на секционных заседаниях и которые будут опубликованы в студенческом сборнике научных работ БелГУ за 2005 г.).
Непосредственно после подведения итогов студенческой науки на факультете психологии, сделанного зам. декана по науке М.В. Дмитриевой, Пленарное заседание было продолжено выступлениями В.А. Москвина, доктора психологических наук, профессора, зав. кафедрой общей психологии, Я.Б. Белецкой, аспирантки кафедры возрастной и социальной психологии, Т. Немыкиной, студентки 5 курса факультета психологии, вызвавшими немало вопросов у присутствовавших студентов и преподавателей.
Заключительная часть заседания была посвящена награждению грамотами тридцати четырех студентов, наиболее активно участвовавших в научной жизни факультета психологии. Хочется искренне поблагодарить студентов и их научных руководителей за достижения на поприще науки и выразить уверенность, что их научный поиск будет увенчан новыми успехами!!!
<< Назад к списку |