С открытой лекцией перед широкой аудиторией в культурном центре «Октябрь» выступила доцент кафедры российской истории и документоведения НИУ «БелГУ».
Лекция доцента кафедры российской истории и документоведения, к.и.н, Ирины Истоминой на тему «Повседневная жизнь российского дворянства во второй половине XVIII – первой половине XIX вв.» стала 27-й по счёту в образовательном проекте «Белогорье Science».
Погружая аудиторию в тему, лектор отметила, что дворянство можно разделить на крупнопоместное, среднепоместное и мелкопоместное, последние – составляли большинство (около 80%). Образ жизни мелкопоместных дворян, менталитет, образование были совершенно не такие, как у верхних страт дворянства.
– К моменту отмены крепостного права в России из 253 068 потомственных дворян 109 444 (43,2%) лично занимались хлебопашеством, –прокомментировала Ирина Владимировна.
Историк рассказала досуге как богатых, так и бедных дворян, о воспитании детей в дворянских семьях и детской литературе. Так, до 1760 года в России было издано всего 11 детских книг, в основном это были переводы с немецкого. А с 1760 года по конец XVIII века было уже более 200 детских изданий, две трети из них являлись переводными.
– В 18 веке своих детских писателей у нас не было, и те, кто переводил, вносили свою лепту, порой довольно ощутимую. Они могли позволить себе не только вольный перевод, но даже изменить концовку, – пояснила Ирина Истомина.
Интересным с позиции современности является и тот факт, что до семи лет ребёнок считался неразумным младенцем, и в этот период никто не занимался его обучением. А после семи лет он «входил в разум», мог отличать плохие поступки от хороших и был способен к обучению. Примечательно, что с семи лет детям разрешалось чтение любых книг: не было никаких преград для получения любой информации.
– Детство в то время делилось на три периода. Из-за высокой смертности до 7 лет был самый ничего не значащий период в жизни ребёнка. Период с 7 до 15 лет назывался отрочеством, а после 15 лет детей называли юношами и девушками, – рассказала лектор.
Отдельно были рассмотрены семейно-брачные отношения и особенности бракоразводного процесса.
– Практиковали в основном разъезд, а получить развод можно было лишь в том случае, если официально подтверждалось, что супруг пропал без вести и долгое время от него нет никаких известий. Разрешение на развод можно было получить ещё в случае, если был доказан факт измены. Причём неверность супруга было необходимо зафиксировать в присутствии двух свидетелей. Однако выставлять супружескую неверность на показ было не принято, это считалось позором для семьи, – рассказала Ирина Владимировна.
Лекция вызвала неподдельный интерес у слушателей, было задано много вопросов по теме мероприятия.
<< Назад к списку |