Эта история началась пятнадцать лет назад, когда 19 февраля 1990 года было подписано соглашение о партнёрских отношениях между городами Белгород и Херне, предусмотревшее широкий обмен информацией о жизни в обоих городах, труде, культуре, спорте, здравоохранении и образовании. Именно последнему пункту и был посвящён международный научно-практический семинар «Система образования в диалоге двух культур», который состоялся 10-го марта нынешнего года в БелГУ под руководством доцента Л.Н. Борисовой.
Главными гостями стали представители нашего города-побратима: Курт Ламшик (бывший начальник управления образования г. Херне, штудиенрат), Сильвия Бендикс (учитель английского и русского языков в одной из гимназий Херне), Ульрих Махник (директор школы королевы Луизы, учитель математики). В семинаре принимали участие преподаватели и студенты вузов нашего города, учителя и учащиеся белгородских школ, представители городского управления образования и областной библиотеки. Семинар вызвал такой интерес, что в лекционной аудитории, где проходила встреча, не оказалось свободных мест.
С докладами выступали и гости, и хозяева. Первое слово предоставили Курту Ламшику, рассказавшему о распространении английского языка и его международном признании. «Если человек владеет английским, он имеет возможность завести хорошие контакты», – заявил господин Ламшик.
Тему продолжила Сильвия Бендикс. Из её сообщения мы узнали, что в своей школе она предлагала обучать детей русскому языку, но родители школьников не поддержали эту идею (на первом месте из иностранных языков стоит английский). Поэтому должность учителя нашего родного языка у госпожи Бендикс считается сейчас дополнительной квалификацией. А на втором месте по престижности в ФРГ – французский, поскольку Франция соседствует с Германией.
Выступление Ульриха Махника по содержанию немного отличалось от двух предыдущих. Речь шла о получении образования в разных типах школ Германии. Господин Махник является директором основной школы, которая готовит специалистов в сфере практической деятельности, например, в производстве. В данном типе школы численность учащихся в среднем составляет 12%. Около 30% идут в интегрированную школу и столько же – в реальное училище. Последние типы школ являются, по мнению родителей, более престижными, т.е. способны дать лучшее образование. На самом деле это так и есть.
Среди учащихся школ Германии очень много детей из семей эмигрантов, из семей с финансовыми средствами ниже прожиточного минимума. Ещё одна проблема, которую затрагивает Ульрих Махник, – это проблема, связанная с «трудными» в плане воспитания детьми. Они плохо адаптируются к требованиям учителей, начальная школа представляет для них большую сложность, ведь многие не посещали детские сады. А отсюда вытекает проблема дальнейшего обучения. Главная задача, по мнению директора основной школы г.Херне, – довести детей до такого уровня, чтобы они могли воспринимать учебный материал. Поэтому воспитательной работе с подобными детьми уделяется большое внимание.
Упоминалось и о российской системе образования. Старший преподаватель кафедры немецкого языка факультета РГФ Л.Л.Дорохина рассказала о системе языковой подготовки в учебных заведениях России и возможностях дополнительного изучения иностранных языков. А старший преподаватель Л.А.Королёва поделилась впечатлениями от поездки в г. Херне.
Интересным было выступление Г.А.Вереитиновой, учителя белгородского областного педагогического лицея №25. Одна из её выпускниц, будучи ещё школьницей, принимала участие во всероссийской олимпиаде по немецкому языку и в рамках этого конкурса имела возможность лично встретиться с канцлером Германии Шрёдером и его супругой. Этот момент запечатлён на фотографии, которую Галина Алексеевна с гордостью показала нашим немецким гостям.
Прозвучало ещё не одно сообщение, прежде чем семинар подошёл к концу. Мне стало интересно, поняли ли школьники, о чём шла речь, ведь заседание шло на немецком языке без переводчика. Но была приятно удивлена, когда в ответ услышала, что основной смысл понят.
<< Назад к списку |