Как меняется классический научный текст в новой цифровой среде? Как влияют на его восприятие интерфейс интернет-платформ? Ответы на эти вопрос дали сотрудники лаборатории мультимодальных исследований НИУ «БелГУ» в рамках исследования, поддержанного грантом РНФ.
Научно-исследовательские работы по проекту «Рецепция и интерпретация научного текста в интернете: мультимодальный подход» проводятся за счет гранта Российского научного фонда № 23-28-00109. Как отметил руководитель проекта, профессор кафедры коммуникативистики, рекламы и связей с общественностью института общественных наук и массовых коммуникаций НИУ «БелГУ», доктор философских наук Евгений Кожемякин, цифровые платформы оказывают существенное влияние на семиотическую организацию научного текста, что требует разработки новых подходов для его изучения. Перед исследователями встают задачи, прежде не актуальные в отношении «классических» научных текстов. Важно определить, какую роль в смыслообразовании и интерпретации научного текста играют невербальные компоненты, включая элементы вёрстки, оформительские элементы, графическую аннотацию, шрифтовые и цветовые параметры, элементы управления восприятием текста, гиперссылки и т.д.
Учёным удалось разработать оригинальную методологию мультимодального исследования научных интернет-текстов, которая позволит понять, какие его элементы помогают реципиентам лучше понимать его смысл, а какие наоборот затрудняют восприятие. Итак, алгоритм включает в себя типологический и структурно-семиотический анализ интернет-текста и среды, видеокулографические исследования в сопровождении полуформализованного интервью, семантический и контекстуальный анализ данных интервью, а также UX/UI-анализ.
Указанная методология уже прошла апробацию в ходе экспериментального исследования, цель которого − определить общие и частные принципы рецепции научного текста, размещённого в сети Интернет, с учётом группы коммуникативных и процессуальных факторов, в том числе возможности применения взаимодействующих элементов, управляющих вниманием и восприятием текста (аффордансов), и использования экстралингвистических элементов материала.
– Ключевой вывод – дополнительные визуальные элементы и аффордансы воспринимаются респондентами более позитивно с точки зрения трансляции информации, а текст без них вызывает целый ряд претензий к его формату. Респонденты, читавшие текст с аффордансами, в результате демонстрируют более точное понимание его смысла. Так что цифровая среда прививает нам новые медиапривычки, которые распространяются на весь потребляемый контент, в том числе и научный, – прокомментировал Евгений Александрович.
Актуальность и значимость нового подхода к изучению научных интернет-текстов отмечает доцент кафедры коммуникатистики, рекламы и связей с общественностью, кандидат филологических наук Анна Белоедова.
– Научный текст в цифровой среде как сохраняет свои традиционные свойства и черты, продиктованные конвенциональными требованиями академического сообщества, так и обретает новые, нехарактерные для него в «доинтернетовскую» эпоху, − поясняет Анна Викторовна. – Значимые оптические свойства научного интернет-текста обусловлены лингвистическими и жанрово-стилистическими факторами (определяют содержание, внешний вид и структурное членение научной публикации), экстралингвистическими факторами (связаны с графическим оформлением текста и выбором площадки его опубликования), технологическими факторами (материально-ресурсными возможностями поддержки пользовательского опыта) и аффордансами (свойствами цифровой среды, которые помогают читателям научного интернет-текста выстроить логический путь к получению желаемого результата при взаимодействии с ним.,
Исследование в рамках гранта Российского научного фонда № 23-28-00109 будет продолжено, ведь научный коллектив стремится найти и описать идеальную модель современного научного интернет-текста, который будет наиболее удобен для читателей.
<< Назад к списку |