Проблеме эмоционального выгорания участников образовательного процесса посвятила свою лекцию в рамках проекта #Лекторий от Министерства просвещения РФ профессор Людмила Бусловская.
Доктор биологических наук, профессор НИУ «БелГУ» Людмила Бусловская провела в медиа-центре НИУ «БелГУ» онлайн-лекцию «Дистанционное обучение и эмоциональное состояние участников образовательного процесса в вузе».
В ходе лекции в научно-популярной форме были представлены результаты изменения психоэмоционального состояния преподавателей и студентов в последнее время.
По словам Людмилы Константиновны, проблема эмоционального выгорания участников образовательного процесса стала весьма актуальной.
– Первоначально это было связано с пандемией коронавирусной инфекции COVID-19 и неожиданным переходом в непривычный онлайн-формат обучения. Затем в городе Белгороде и его окрестностях из-за постоянной угрозы ракетной опасности пришлось вновь уйти на «удалёнку», – подчёркивает профессор.
Лектор представила анализ исследований, проведённых в вузах Центрального Черноземья (Воронеж, Тамбов, Липецк, Орел и Белгород) в начале 2021 года, которые показали, что в период работы в онлайн-режиме симптомы эмоционального выгорания появились у 34% преподавателей (в сравнении с 16% в 2016 году).
Также Людмила Бусловская озвучила результаты опроса по оценке эмоционального состояния студентов НИУ «БелГУ» с участием 344 респондентов в период дистанционного обучения в относительно спокойное время и в создавшихся в последние недели условиях реальной опасности для жизни.
Так, в первом случае плохое самочувствие испытывали 51% опрошенных очень плохое – 14,5%, низкую активность фиксировали 48%, а плохое настроение – 37,5% и треть респондентов жаловались на высокий уровень тревожности. Во втором случае плохое самочувствие наблюдалось уже 59% и очень плохое у 24% респондентов, низкая активность у 65%, плохое настроение у 57%, а высокий уровень тревожности – у половины опрошенной молодёжи.
Было установлено, что у преподавателей и студентов появились симптомы эмоционального выгорания, также ухудшились самочувствие и настроение, снизилась активность, повысился уровень тревожности, возросла психическая напряжённость. На этом фоне появились признаки стресса и низкой психологической адаптированности к ситуации, заметила лектор.
В завершении лектория Людмила Бусловская предложила рекомендации по профилактике синдрома эмоционального выгорания. Он не страшен, если человек адекватно оценивает свои силы, получает удовольствие от учёбы, работы, умеет правильно распределять нагрузку.
– Как бы банально не звучало, главное условие - соблюдение режима дня. Четыре ключевых элемента формирования устойчивости к стрессу включают в себя достаточный сон, рациональное питание, физические нагрузки и активный отдых. При этом достаточно бывает даже утренней зарядки, здесь важна регулярность занятий, – заметила Людмила Константиновна. – Следует уменьшить рабочую нагрузку, по возможности разнообразить выполняемые задания.
Также профессор Бусловская рекомендует находить в ежедневной рутине и фокусироваться на вещах и событиях, от которых человек получает удовольствие и ожидает с нетерпением.
Ещё одним важным фактором формирования устойчивости является установка и соблюдение границ между работой и личным временем. Открытость ко всему новому, особенно к тому, что способствует профессиональному и личному благополучию также оказывает значительное влияние на формирование устойчивости к стрессу.
Лекция заинтересовала многих интернет-пользователей из различных городов России: Белгорода, Старого Оскола, Москвы, Курска и Санкт-Петербурга. Онлайн-лекцию можно посмотреть в официальной группе НИУ «БелГУ» Вконтакте.
<< Назад к списку |