В зале заседаний диссертационного совета БелГУ состоялся Межуниверситетский круглый стол «Экономика знаний и будущее университетов».
Это мероприятие, по замечанию ведущего круглого стола профессора кафедры мировой экономики БелГУ Владимира Московкина, является логическим продолжением девятого заседания российско-украинского постоянно действующего семинара по продвинутым научным исследованиям и инновационным технологиям. Прежде всего потому, что этот семинар, как и предыдущий, был посвящен глобальной политэкономии знания. Он кратко изложил основные положения, прозвучавшие на прошлом заседании семинара.
Доклад на тему «Глобальная политэкономия знания: образование как фиктивный товар» представил президент международной группы «Школа стратегического инвестирования», кандидат экономических наук, магистр подготовки высших управленцев, государственный служащий 4-го ранга Александр Коврига (г. Харьков). Александр Владимирович в своем выступлении остановился на нескольких ключевых тезисах, один из которых заключался в том, что сегодня наши университеты стали источником бизнеса, сферой, обеспечивающей прибыль. Инновацией теперь может быть только то, что приносит доход. На Западе уже давно доминируют частные университеты, управляемые попечительскими советами, в которые входят главы крупных корпораций. «К сожалению, эта модель используется как стратегический ориентир и в России, и в Украине, – подчеркнул Александр Владимирович. – И это пример того, насколько сильно у нас влияние культуры Голливуда». В результате всеобщей «голливудизации» молодежи навязывается идея – как заработать быстро, ничего не делая. Целые поколения молодых людей рады нажиться на развале собственной страны. В результате мы уничтожаем себя не только физически, но и духовно, считает докладчик.
В решении этой проблемы главную роль должны сыграть университеты. «Будущее мира зависит от действий университетских сообществ и стратегии развития университетов как инкубаторов будущего, – считает Александр Коврига. – Нужно укреплять сообщества, исповедующие ценности в духе трудовой (мыследеятельностной) этики». Именно университеты должны инициировать создание долгосрочного проекта по изменению существующего положения. «Но чтобы остаться людьми, нам нужны свои проекты, а не списанные с американских», – к такому выводу пришел Александр Владимирович.
На эту же проблему, но уже с точки зрения социологии, взглянула кандидат философских наук, доцент кафедры социальной работы БелГУ Ксения Королева. По словам Ксении Юрьевны, нынешние университеты свою деятельность направили не на формирование знания, а на формирование социального статуса. Сейчас будущему студенту важно не то, в какой вуз он поступит, кем будут его преподаватели, а то, с кем он будет учиться, какие социальные связи приобретет, и как они повлияют на его будущее место работы и заработок. Таким образом молодому человеку теперь престижно получить не какие-то знания, опыт, а лишь сам диплом – символ обладания определенным статусом.
Декан факультета управления и предпринимательства, доктор социологических наук Виктория Тарабаева заметила, что проект не станет решением проблемы. Прежде всего необходимо сформировать у молодежи новые потребности, цели, ценности, а уже затем на их основе создавать проекты. Какие это будут ценности? По словам Виктории Борисовны, нужна команда квалифицированных специалистов, способная их обозначить.
Среди участников мероприятия были студенты и аспиранты из Белгорода и Харькова. Они принимали активное участие в работе круглого стола. Так, например, гости подняли проблему реализации проектов. У молодых ученых есть интересные идеи, однако они уверены в том, что их задумки не будут реализованы. Известный харьковский журналист и политолог Геннадий Макаров предложил ребятам не отчаиваться и добиваться задуманного, призывая на помощь членов партий, видных политических деятелей, а также средства массовой информации.
<< Назад к списку |