Скучно нынче учиться. Сидишь на лекции, засыпаешь или думаешь о своем. А монотонный голос вдалеке рассказывает о чем-то. И вот, после такого «результативного» усвоения знаний – экзамены, когда под страхом лишения стипендии за два дня выучиваешь все, что не хотелось учить полгода. Разве это нормально?
Как сделать процесс обучения интересным? Как добиться того, чтобы студенты и школьники учились с желанием, с радостью? Как повысить степень усвоения знаний?
На эти и многие другие актуальные вопросы постарались ответить представители Земли Северный Рейн-Вестфалия, которые находились в нашем городе всю прошлую неделю (21-27 июня). Немецкая делегация модераторов (руководителей курсов повышения квалификации педагогических кадров) провели очень познавательные занятия для преподавателей БелГУ и методистов Белгородского регионального института повышения квалификации и переподготовки специалистов.
Модераторы из Германии к нам приезжают не первый раз. Белгородский государственный университет уже 12 лет сотрудничает с образовательными учреждениями Земли Северный Рейн-Вестфалия. За это время были реализованы восемь проектов: «Педагогика М. Монтессори», «Экологическое образование», «Основы экономического образования» и др.
В этом году началась реализация нового совместного проекта БелГУ и Земельного института школы и переподготовки кадров города Зоста. Название – «Квалифицирование модераторов». Цель – подготовить российских модераторов, специалистов по совершенствованию профессионального мастерства работников сферы образования. Руководство проектом с российской стороны осуществляет проректор по научной работе университета, профессор Т.М. Давыденко. С немецкой – почетный профессор БелГУ, научный референт Земельного института доктор Петер Браунек. Сотрудничество рассчитано на 2 года.
Четыре дня занятий надолго запомнились 20-ти белгородским участникам семинара. Петер, Габриэле, Дитер, Ральф и Малис поделились с белгородцами своим опытом проведения курсов повышения квалификации для педагогов, рассказали об особенностях образования взрослых, о современных теориях обучения. Российских коллег удивило, что «реферат» для немцев – вовсе не означает чтение по бумажке… За круглым столом собравшиеся поговорили о системах образования в Германии и России, обсудили проблемы наркомании, неполных семей и детей с психическими отклонениями. Оказалось, у нас общие межнациональные проблемы!
Модераторы, тонкие психологи, делали все, чтобы каждый присутствующий участвовал в общении. И им это удалось! Хотя нашим преподавателям и методистам трудно было воспринимать двойную речь (оригинал+перевод), результаты тестов на внутреннее состояние, регулярно показывали, что у многих из них «приподнятое настроение».
«Изюминкой» семинара явились предложенные немцами 110 образовательных методик, позволяющих разнообразить лекцию, занятие и т.п. Так, для знакомства с аудиторией можно предложить каждому слушателю составить на листке свое досье и затем представить себя. А для подведения итогов можно попросить присутствующих обвести свою ладонь и написать в контуре пальцев, что им понравилось, а что – нет. Слушатели многое почерпнули для своей дальнейшей образовательной практики. Кстати, вот их отзывы.
Анна Ивановна Дудка, заместитель декана исторического факультета по социально-воспитательной работе, доцент кафедры всеобщей истории: «Методики очень актуальны. Они позволяют активизировать внимание человека, привлекают к аудиторной работе всех участников, учитывают индивидуальные особенности каждого. Я думаю, они будут востребованы. Немцы очень демократичны в общении, умеют заинтересовать. Эти четыре дня я провела с пользой для себя».
Людмила Петровна Соломахина, кандидат филологических наук, доцент кафедры русской литературы 20 века филологического факультета: «Я очень довольна, что пообщалась с профессионалами, открыла для себя новые методики. Немцы развивали в слушателях самостоятельность: лишь в том случае получишь знания, если сам будешь активно участвовать в общении. На семинаре немецкий рационализм и русская эмоциональность прекрасно дополняли друг друга, сотрудничество оказалось плодотворным».
В октябре российская делегация совершит ответный визит в город Зосте. Там состоится второй российско-германский семинар, а всего их планируется провести четыре.
Как сделать обучение интересным? Все зависит от преподавателя или учителя, от его желания это сделать. По немецкой ли программе или по иной – выбор сейчас велик.
Перестройка образовательных стандартов – дело длительное. Но надо начинать с главного – привить интерес к учебе группе школьников и студентов. Учиться должно понравиться!
<< Назад к списку |