В нашей стране первые иски о защите чести и достоинства стали появляться в начале 90-х годов, теперь с подобным требованием в суд обращаются все чаще. 25 мая в зале судебных заседаний юридического факультета состоялась ролевая игра "Слушание дела, связанное с иском преподавателей БелГУ в адрес редакции газеты "Редиска".
Ответчик: "Редиска" – независимая студенческая газета филологического факультета БелГУ. Создана студентами-журналистами в 2003 году, официально не зарегистрирована. За время работы вышло 13 номеров. Газета критического содержания с долей юмора. Все материалы опубликованы под псевдонимами.
Истицы: Татьяна Николаевна Прохорова – зав.кафедрой журналистики и связей с общественностью филологического факультета БелГУ, доктор филологических наук и Надежда Васильевна Бардыкова – кандидат филологических наук, профессор.
Суть дела: Истицы предъявили редакции претензии по поводу опубликованных в декабрьском номере новостей, в которых Т.Н. Прохоровой адресовались следующие слова "она игнорирует пары" и "ушла в загул после защиты диссертации". К Н.В. Бардыковой относилась фраза: "госпожа Бардыкова нашла новый способ финансирования кафедры – 500 рублей в виде канцелярских принадлежностей". Иск был подан на основании статьи 152 ГК РФ о защите чести и достоинства, а также 1099-1101 о моральном вреде. Истцы требовали публичных извинений, а также взыскать 1 рубль за моральный ущерб. Цена, конечно, символическая, в реальной жизни она во много раз больше.
Процесс: Требование Бардыковой ответчик согласился удовлетворить, но в отношении Т.Н. Прохоровой редакция стояла на своем. Ответчикам требовалось доказать правомерность распространения таких сведений. Обратившись к толковому словарю Ожегова, журналисты объяснили, что слово "загул" употреблено в значении продолжительное веселье, и таким образом никак не может порочить Т.Н.Прохорову, ее честь и достоинство. В свою очередь представитель Татьяны Николаевны привел толкование этого же слова в 4-х томном малом академическом словаре А. Евгеньевой, где устойчивое выражение "уйти в загул" имеет ярко выраженную негативную окраску. Но ответчик сослался на некомпетентность проведенной лингвистической экспертизы, аргументируя это тем, что даже в иске в одном слове "дискредитировать" было допущено три ошибки.
Решение суда: Несмотря на все ухищрения ответчика, аргументы истца были более вескими и правомочными. Суд решил взыскать с редакции "Редиски" 1 рубль безналичным платежом и обязать к публичным извинениям на первой полосе следующего номера газеты.
Итоги: Конечно, состоявшийся суд всего лишь деловая игра, но она дала понять будущим журналистам, чего стоит одно бездумно "брошенное" слово. Для студентов юридического факультета этот процесс был дополнительной практикой. А Т.Н. Прохорова заявила, что "благодаря суду у нее открылись глаза на многое, в том числе на студентов".
Председательствующий – настоящий судья – дал свои комментарии после процесса:
– Обе стороны молодцы. Единственное, хотелось бы, чтобы подобные процессы не превращались в словесную перепалку, а строились больше на доказательстве фактов. Такие дела на самом деле очень сложны. Когда дело поступило на рассмотрение, у меня вызывал сомнения иск заявителя, но в дальнейшем я заняла его позицию, не без колебаний, правда.
Уже после процесса обе стороны обсуждали дело и пришли к выводу, что в законодательстве РФ факт публичных оскорблений признается, а практика публичных извинений абсолютно не развита. Были также отмечены прекрасное владение устной речью представителя истца Сергея Клименко (IV курс), что имело не последнее значение в решении суда, и грамотно выстроенная защита молодого журналиста Олега Шевцова (III курс), главного редактора газеты "Редиска".
Процесс дал студентам прекрасную возможность почувствовать ответственность за содержание публикаций. "Редиска" закрылась по собственному желанию, но 26 мая вышел первый номер газеты "Новая редиска", в которой "редакция отвечает за свои слова".
<< Назад к списку |