Учёные ищут пути формирования новой социально-технологической культуры специалиста
Подчинённость человека законам информационно-технологического общества не означает, что он готов социально интегрироваться в это общество. Поэтому проблеме формирования социально-технологической культуры специалиста и прежде всего личности как феномена XXI века сегодня, в эпоху глобализации общественных отношений, социологи уделяют особое внимание. В целях поиска путей её решения, адекватных новым реалиям, в Белгородском госуниверситете только за этот учебный год дважды собирались ведущие учёные-социологи: в сентябре – за «круглым столом», в июне – в рамках международного симпозиума.
– Наша цель – подготовка современного специалиста, носителя социально-технологической культуры, – заявил, открывая симпозиум, ректор БелГУ, профессор, академик Академии социальных наук Леонид Дятченко. – Мы должны формировать не энциклопедическое мышление, а новое операционное, позволяющее человеку включиться во все социальные процессы.
Опыт родоначальников отечественной социологии, московской школы заслуживает уважения и всегда интересен коллегам. Декан социологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, президент Российской Социологической Ассоциации, доктор философских наук, профессор Владимир Добреньков обратился к проблеме качества подготовки специалиста в свете модернизации высшей школы.
– Университет с особым статусом должен ставить высокую планку в подготовке специалиста. Мы приняли решение ввести шестилетнее образование. И уже сейчас разрабатываем учебные планы. На самом деле важна не только профессиональная подготовка. Важно воспитать специалиста, обладающего высокой культурой вообще и в том числе научной культурой. Только тогда он будет способен критически относиться к реалиям. Решать конкретные проблемы может человек, масштабно мыслящий, - отметил московский профессор
Особенно волнует научное сообщество система подготовки аспирантов – специалистов высшей квалификации. Отчего зачастую система себя не оправдывает? Всё начинается с мотивов поступления в аспирантуру. По словам Владимира Ивановича, во многих случаях они носят не научный характер. Мизерная стипендия заставляет аспиранта искать работу, что негативно сказывается на диссертационном исследовании. Ещё одно противоречие отметил глава московской школы: аспиранты слабо привлекаются к педагогической работе, тогда как наличие талантливой молодёжи способно создать конкурентную среду среди опытных преподавателей.
Заведующая отделом Института социально-политических исследований РАН, доктор социологических наук, профессор Юлия Зубок видит необходимость в повышении социального статуса молодёжи, подчёркивая её роль в процессе формирования новой социально-технологической культуры:
– В начале XXI века мы в очередной раз на пороге нового этапа модернизации. Предложены некие контуры нового модернизационного прорыва, основанного, прежде всего, на инновациях во всех сферах жизнедеятельности. Инновационный потенциал позволяет не просто воспроизводить, но и обновлять экономику, культуру, политику. Здесь молодёжи как социальной группе, которой инновационные функции присущи имманентно, принадлежит особая роль. Молодое поколение способно совершать отдельные модернизационные прорывы, а также обеспечивать их поступательное развитие в будущем. Интегрируясь в общество, молодёжь не только преемственно повторяет сложившиеся социальные отношения, но и обладает потенциальной способностью обновлять структуру этих отношений с учётом новых реалий.
В научной школе БелГУ считают, что молодёжи принадлежит не только будущее. Ректор Леонид Дятченко неоднократно заявлял, что в университете в настоящий момент делается всё ради Его Величества Студента. Помимо условий для учёбы и отдыха есть реальная возможность заработать. Прямо на симпозиуме Леонид Яковлевич объявил конкурс для студентов, магистрантов, аспирантов и докторантов на лучшее осмысление и обобщение социально-технологических компетенций современного специалиста. Победителям – награда в финансовом эквиваленте.
– Мотивация – движущая сила. Пусть вас вдохновляет премия! – напутствовал коллег Леонид Дятченко.
<< Назад к списку |