14 апреля в рамках Недели науки на социально-теологическом факультете состоялось заседание постоянно действующего круглого стола «История и культура Православного Востока в лицах, образах и текстах» на тему «Церковь и общество в прошлом и настоящем».
Открывая заседание круглого стола, его сопредседатели – доктор исторических наук Виталий Пенской и кандидат философских наук Андрей Чередниченко – поздравили студентов специальности «Теология» с успехами в научно-исследовательской работе и отметили разнообразие научных проблем, которые ребята изучают. По результатам НИР за 2008 год студенты-теологи Николай Клышнюк, Максим Шенцов, Евгения Ганжова и Анна Попова получили почетные грамоты.
Доклады, прозвучавшие на заседании круглого стола, вызвали оживлённые дискуссии. Так, Сергей Звягинцев рассказал о Великом посте в православной традиции. Великий пост – это время приготовления к самому главному православному празднику – к Светлому Христову Воскресению. Большинство людей уже не сомневаются в благотворном влиянии поста на духовную и физическую жизнь людей. Пост как диету рекомендуют врачи. Однако смысл поста вовсе не в том, чтобы похудеть или телесно подлечиться. Пост – это, прежде всего, духовное очищение, малая жертва Богу. В чем она заключается? Суть поста состоит вовсе не в том, чтобы отказаться от некоторых видов пищи, различных развлечений и даже от насущных дел, как понимали жертву язычники, а в том, чтобы отказаться от того, что всецело поглощает нас. Пост – это служение Богу молитвой и покаянием. Он установлен для всех: для мирян и священнослужителей. Пост не является повинностью или наказанием, его следует принимать как спасительное средство, своего рода лечение и лекарство для каждой человеческой души. Смысл поста заключается в любви к Богу и ближнему, так как именно на любви основывается всякая добродетель.
Максим Шенцов в докладе «Проблема отношения римлян к христианству и митраизму во II – IV вв. н.э.» рассмотрел сложнейший комплекс проблем, связанных как с вопросом этнической самоидентификации римлян в эпоху кризиса III века, так и с вопросом восприятия восточных культов в римском обществе. Проблемы, которые волновали римское общество много столетий назад, напоминают проблемы, волнующие современное общество.
По мнению аспиранта кафедры философии Романа Аторина, итогом религиозно-духовного развития Руси XIV – XVI вв. стало проведение знаменитого Стоглавого Собора в 1551 году. Для той поры он имел исключительное значение. Важные постановления Собора были направлены на развитие духовного просвещения, укрепления между русскими людьми благочестия и искоренения пороков. Роман считает, что многие его постановления остаются актуальными и на сегодняшний день.
Еще одной темой круглого стола стала «Дискуссия об отношении к индейцам в католической церкви в начале XVI века», представленная Андреем Шебановым. В то время Испания и Португалия, захватывая земли в Центральной и Южной Америки, столкнулись с неизвестными европейцам цивилизациями индейцев. Ученые и богословы пытались ответить на вопрос: «Кто такие индейцы?» Возникали различные предположения. Одни предполагали, что это потомки Каина, вторые – это потомки Хама, сына Ноя. Не менее важным был и вопрос, можно ли эти народы принимать в подданство и христианизировать. Но после того как римский престол причислил индейцев к таким же человеческим существам, как европейцы, началась активная христианизация индейцев.
Наталья Дементьева осветила тему византийского наследия и древнерусской святости. Чтобы ответить на ряд вопросов Наталья обратилась к традициям византийских отцов. Их жизнь сопровождалась видениями, которые возникали в поисках духовных исканий. Византиец не мыслил себя и свою жизнь вне христианской веры, это было основой его существования. Он считал, что любая власть от Бога. Древнерусская святость отличается впечатлительностью молодого народа, на неё воздействует индивидуальная славянская чувствительность или известное понятие «русская душа».
Оживленные споры вызвала тема, отраженная в работе «Особенности вероучения баптистов и его отличие от православного вероучения» Натальи Горбатенко. Христиане-баптисты не отступают от общих христианских истин. Но баптизм, являясь протестантским учением, корни которого уходят в эпоху Реформации, сохраняет немало отличий, как от католицизма, так и от православия. Баптисты утверждают, что Священное Писаниевместе с внутренним откровениемявляется истинным руководством в деле спасения человека. Согласно православному учению, Священное Писание – это верная запись Божественной Истины, ведь Благая Весть богодухновенна. Однако для православной традиции важно и почитание Священного Предания Церкви.
В конце встречи преподаватели кафедры теологии поблагодарили всех присутствующих и пожелали молодым ученым-теологам дальнейших успехов в научной деятельности.
<< Назад к списку |
Фото Алвина Голда