С 5 по 6 октября в Белгородском государственном университете проходила Всероссийская научная конференция «Человек в изменяющейся России: философская и междисциплинарная парадигмы». Оргкомитет конференции включал видных ученых Белгорода, Курска, Тулы, Ростова.
На пленарном заседании выступил известный философ Ю.М. Резник, доктор философских наук, заместитель директора Российского института культурологии. В своем докладе «Инегративная антропология» он рассказал об основных положениях этой науки и ее особенностях в России. Советский энциклопедический словарь определяет антропологию как науку о происхождении и эволюции человека, образовании человеческих рас и о нормальных вариациях физического строения человека. В современном же понятии, антропология – это человековедение – наука, изучающая человека в целом, как единство животного и духовного начал. Такой комплексный подход, казалось бы, обуславливает интеграция различных наук: биологии, психологии, социологии. Но на деле, что подчеркнул Юрий Михайлович Резник, этого не происходит: «XXI век – век специализации как в индустрии, так и в науке».
Антропология, изучающая эволюцию человека, возникла еще в конце XIX века, а интегративный подход обозначился лишь во второй половине XX. За это время в России еще не сложилось своей научной школы, хотя в разных регионах страны время от времени проявляется интерес. И один из ярких примеров, отмеченных профессором Резником, – Белгород, где в 2000 году на медицинском факультете проходила конференция «Интегративная антропология. Медицинское направление». Юрий Михайлович напомнил преподавателям социально-теологического факультета об этой научной встрече и посоветовал скооперироваться с медиками, поскольку в БелГУ сложились благоприятные условия для развития своей школы интегративной антропологии, и результат ее работы не заставит себя ждать.
«Приятно осознавать, что многовековые изыскания не исчерпывают возможности человеческой мысли, и в современной науке возможен прогресс, - заявил Юрий Михайлович Резник, - единственное, о чем я говорю с сожалением, это о нехватке молодых ученых. Не молодых преподавателей вуза, а именно ученых, занимающихся исследованиями, выпускающих монографии и научные труды, а не учебники». Как заместитель директора Российского института культурологии, профессор Резник заинтересован в развитии интегративной антропологии и потому предложил сотрудничество социально-теологическому факультету БелГУ.
Также на пленарном заседании выступила Н.З. Бросова, доцент кафедры философии БелГУ, один из лучших исследователей Хайдеггера в России. Она доложила о своих исследованиях проблематики философской антропологии позднего Хайдеггера. Самый животрепещущий вопрос философии – в чем смысл жизни – также интересовал великого немецкого ученого, но точного ответа он не дал, но на основе его трудов Н.З. Бросова определила, как его найти: «Человек не может найти смысл своего существования, замкнувшись на себе, даже при знании безграничных возможностей своего развития, ему нужен горизонт выше его самого».
Кроме того, выступила Л.Г. Королева, декан факультета философии, культурологии и социологии Курского государственного университета, которая, кстати, согласилась приехать, несмотря на то, что на следующий день у нее была защита докторской диссертации. Она рассказала о универсально-персоналитическом проекте русской идеи И.А. Ильина. Далее следовал доклад М.В. Литвиновой, проректора Белгородского института культуры и искусств «Праздничная культура как фактор социализации личности».
Завершилось заседание выступлением А.М. Страхова, доцента кафедры философии БелГУ и ученого секретаря конференции. Его исследования, были посвящены теме любви и ее девальвации в изменяющейся России.
Помимо пленарного заседания в график конференции входила работа секций, культурная программа, а также презентация и заседание регионального совета журнала «Личность. Культура. Общество», в межвузовский совет которого, кстати, входит ректор БелГУ, доктор социологических наук, профессор Л.Я. Дятченко.
Участники конференция определили новые пути своего сотрудничества и развития научных связей, а ведь именно это – обмен мыслями, исследованиями, идеями – и двигает науку вперед.
<< Назад к списку |