Все мы когда-то поступали в университет. Казалось бы, что может быть новенького? Но… Внимательные люди наверняка заметили, что вот уже второй год в последний день подачи документов в приемную комиссию на ее стенде рядом с множеством актов и распоряжений появляется один весьма интересный список. Называется он примерно следующим образом: «Список победителей и призеров областных школьных предметных олимпиад, зачисленных в университет без вступительных экзаменов». Вот об этих ребятах, поступивших в наш БелГУ со столь длинной формулировкой, и пойдет дальше речь.
С первого дня учебы на первом курсе к таким студентам прикрепляются научные руководители, ведущие ученые университета. Начинается долгая упорная исследовательская работа. Но у любой работы, а тем более, научной, должны быть итоги, хотя бы промежуточные.
Именно этим, подведением итогов своей исследовательской деятельности, и занимались 12 и 13 апреля в научном зале библиотеки БелГУ студенты, слушатели «Школы молодого исследователя». ШМИ – всего около года, и обучаются в ней как раз победители и призеры олимпиад. Для них читают свои лекции лучшие профессора университета, для них организуют специальные тематические «круглые столы» - в общем, создают все условия для полноценных и продуктивных занятий наукой.
Заседания секции слушателей ШМИ, стоящие в ряду общеуниверситетских мероприятий Недели науки БелГУ, проходили по двум направлениям: 12 апреля заседали гуманитарии, а на следующий день встречались представители естественно-научного направления. Юные исследователи озвучивали свои доклады, в которых индуктивным методом, через частное об общем, рассказывали о сфере своих научных интересов и целях, преследуемых в ней. При отборе докладов выдвигалось несколько критериев, в том числе и их стиль, приветствовались работы, подготовленные в стиле научно-популярном.
Таким образом степень коммуникативности между гостями и докладчиком только возрастала. Можно было не опасаться, что студент экономфака будет клевать носом на выступлении о концепте «счастье» и способах репрезентации его языковыми единицами в английском и русском языках, подготовленном очаровательной девушкой с факультета РГФ. Хрупкий баланс между физиками и лириками был нащупан.
В составе президиумов заседаний были не только профессора университета и начальники Управления научно-исследовательской работы, но и обыкновенные студенты, если так можно назвать лауреатов и дипломантов всевозможных научных конференций и форумов. Каждому докладчику отводилось 7 минут на выступление и 5 минут на обсуждение доклада аудиторией.
Нельзя не отметить, что характер вопросов, задаваемых слушателями, на гуманитарном и естественно-научном направлениях значительно различался. Если гуманитарии интересовались больше вопросами правильного толкования тех или иных проблем, поднятых в докладах, выводами, сделанными на основе исследования, то естественники обращали свое внимание на точность приведенных данных, верность осуществленных расчетов и заложенный в них процент погрешности.
Кроме заявленных докладчиков на заседании могли выступить и все желающие, главное, чтобы было с чем выступать. Этим правом не преминули воспользоваться естественники. От медицинского факультета поступил доклад о сравнительном исследовании состояния здоровья студентов-медиков и студентов с немедицинских факультетов. Ссылаясь на доклад, можно сказать, что крепким здоровьем студенты медики не отличаются.
По сложившейся уже традиции лучших докладчиков секции выбрали голосованием от факультетов. Среди гуманитариев лучшей стала студента II курса факультета РГФ Евгения Есенкова, представившая исследования того самого концепта «счастье» в английском и русском языках. Большее количество голосов на естественно-научном направлении собрала студентка II курса БХФ Екатерина Зубарева. В своем докладе она рассказывала о сезонных изменениях лейкоцитов. В награду за блестящие выступления студенткам будут вручены дипломы лучших докладчиков.
В текущем учебном году это было последнее мероприятие, проведенное в рамках «Школы молодого исследователя», но ее работа продолжается, потому что главная цель обучения в ШМИ – привить ребятам необходимые в научной деятельности навыки. А, как известно, наукой можно заниматься круглосуточно. Теория получена, теперь пришло время применить ее на практике.
<< Назад к списку |