16 июня в Белгородском государственном национальном исследовательском университете состоялось заседание Международного симпозиума «Формирование и развитие социально-технологической культуры специалиста».
Ведущие учёные в области социологии управления, образования и теории социальных технологий обсудили актуальные проблемы подготовки кадров, формирования у студенческой аудитории профессиональных компетенций, востребованных на рынке труда, и, прежде всего, высокой социально-технологической культуры.
НИУ «БелГУ» становится центральной площадкой для социологического полилога. Собрание мэтров социологии в стенах Белгородского госуниверситета для представления инновационных подходов, используемых в своих научных школах, и перенятия опыта коллег стало традиционным. В числе организаторов симпозиума – Центр социальных технологий и кафедра социальных технологий Института государственного и муниципального управления НИУ «БелГУ».
Родоначальник отечественной социологии декан социологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, Президент Российской социологической ассоциации, доктор философских наук, профессор Владимир Добреньков высоко оценил опыт белгородской научной школы, возглавляемой доктором социологических наук, профессором Леонидом Дятченко:
– Белгородскому госуниверситету удалось создать школу, целое научное направлению по изучению социальных технологий. Это многого стоит, потому что наука не может развиваться без консолидации интеллектуальных усилий множества учёных. В вузе заложили основу координации и интеграции представителей научного сообщества из разных регионов России и ближнего зарубежья.
Ректор НИУ «БелГУ» Леонид Дятченко поделился с коллегами опытом реализации крупного социально-технологического проекта превращения новейшего классического университета России в национальный исследовательский:
– Проект создавался стремительно на основе системного подхода, предполагающего развитие стратегически важных направлений: научно-исследовательского, социального, материального. Тот факт, что университет вошёл в число 57 инновационных вузов России, подтверждает, что мы грамотно выполнили все социально-технологические операции. И сегодня БелГУ, получивший статус национального исследовательского университета, – на правильном пути! Благодаря тому, что мы провели диагностику социальных явлений, осуществили прогнозирование социальной ситуации, поставили конкретные цели и определили варианты решения, взвесили все риски и оценили возможности.
В научной дискуссии представитель Уральского государственного технического университета имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, доктор философских наук, профессор Юрий Вишневский подчеркнул, что социальные технологии предполагают воздействие на социальные объекты, которое в свою очередь может быть эволюционным, революционным или функционирующим. Технология – это взаимодействие со средой.
Практическое воплощение предложенной интерпретации демонстрирует НИУ «БелГУ». По словам доктора социологических наук Леонида Дятченко, университет ориентирует оптимизацию и развитие научных исследований и инновационной деятельности на повышение результативности и эффективности высокотехнологичных секторов региона и России посредством системного взаимодействия с бизнес-структурами и другими вузами. В этом контексте актуальна приоритетная задача инновационно-технологического комплекса, заключающаяся в подготовке конкурентоспособного специалиста XXI века. Специалиста, обладающего высокой культурой мышления, широким кругозором, предпринимательской инициативой, активным и сознательным отношением к жизни, готового включиться в новые высокотехнологичные проекты, таким образом, ответив современным реалиям.
Профессор Владимир Добреньков также уделил особое внимание в своем выступлении аспекту формирования высокой научной культуры и широкого кругозора у специалиста, прежде всего, в свете профессиональной подготовки по Болонской системе:
– Наша главная задача – определить, какими компетенциями необходимо обладать бакалавру. Мы ни в коем случае не должны снизить уровень его профессиональной подготовки при уменьшении количества часов. Вторая задача – сформировать набор дисциплин, формирующих общую культуру будущего специалиста, его мировоззренческие и ценностные ориентации.
В основе образовательных стандартов третьего поколения – главным образом, компетентностный подход. Коллеги, представляющие московскую научную школу, разработали и предложили вниманию участников симпозиума компетентностную модель деятельности социолога. Её прикладной характер оправдан реальными результатами:
– Разработанная компетентностная модель позволила нам воссоздать учебный план подготовки бакалавров и магистров, – резюмировал Владимир Иванович.
<< Назад к списку |