Заведующая кафедрой русского языка и методики преподавания профессор Вера Харченко наряду с другими преподавателями университета стала лауреатом Всероссийского конкурса на лучшую научную книгу 2010 года, проводившегося среди преподавателей высших учебных заведений и научных сотрудников научно-исследовательских учреждений.
- Вера Константиновна, расскажите, пожалуйста, чему посвящена книга, которая победила в этом престижном конкурсе?
- «Современная повседневная речь» – это монография, прежде всего, о позитивных процессах в современной разговорной речи, а конкретно – о специфике обращений и междометий, словотворчества и цитации, об особенностях «обычного разговора». Конечно же, нужно было охарактеризовать и методику сбора материала. Итогом исследования явилась авторская концепция современного разговорного дискурса. Самое для меня дорогое в этой книге – это сами высказывания, остановленные моменты нашей речи, записанные по горячим следам, «случайно» услышанные в лифте, на рынке, в поезде, на улице, на пляже, в магазине, по дороге домой, перед началом совещания, в очереди на почтамте.
- А как сегодня можно привлечь студентов к научно-исследовательской деятельности, ведь ни для кого не секрет, что в эпоху Интернета соблазн воспользоваться чужими трудами очень велик?
- Сейчас все двери открыты тем, кто хочет заниматься наукой. Так, одним из завоеваний современности стала возможность обучения в аспирантуре на коммерческой основе. И с публикациями нет проблем. Раньше мы годами ждали, когда выйдет не то, что книга, – статья! Но, действительно, есть и реальная опасность паразитирования на возможностях Интернета (можно не конспектировать, не вчитываться, не выписывать примеры из текста, а «скачивать»). Есть иждивенческие настроения по отношению к научному руководителю. Есть лёгкость в публикациях необыкновенная, когда перед защитой обнаруживается, что все работы на одно лицо. Я сейчас несколько драматизирую ситуацию, но нехорошие тенденции лучше предвидеть. Наука, как и раньше, требует усилия, и усердия, и веры, что твой кромешный поиск не напрасен.
- Вера Константиновна, а нужно ли знакомить студентов со своими научными трудами?
- Пожалуй, нужно, но мешает заложенная в культуре нашего социума скромность, точнее негласное, но весьма ощутимое требование скромности. Недавно я читала книгу известного уже на весь мир американского педагога Томаса Гордона, которого трижды представляли к Нобелевской премии мира. Так вот, определённая, весомая часть книги представляла собой тонко исполненную саморекламу. Нам надо учиться подавать свои наработки. Опять же, нет пророка в своем отечестве. Я предпочитаю рассказывать не только о членах кафедры, кто чем занимается и кто чем ещё интересен, но и о судьбах известных мне лингвистов из других городов: Курска, Липецка, Магадана. Это профессор Александр Хроленко, лингвофольклорист № 1, как называют Александра Тимофеевича за рубежом. Это профессор Василий Щеулин (я как-то принесла на лекцию одну из картин маслом, которую Василий Васильевич Щеулин нарисовал в свои 82 года!). Это профессор Роман Чайковский, специалист по теории перевода, недавно выпустивший прекрасную книгу о своей матери «Небо Надежды», которую перечитываешь с нарастающим удовольствием.
- Есть ли какие-то специальные способы и приёмы, как лучше знакомить студентов с исследовательской литературой педагогов alma mater?
- Пожалуй, нужно чаще рассказывать друг о друге как об исследователях. Может быть, зачитывать фрагменты книг. Профессор Светлана Кошарная недавно порадовала нас новым учебным пособием, а также книгой стихов, и всё это читается с интересом и восхищением.
- Наука - это творчество, на которое требуется много времени. Как Вы совмещаете преподавательскую и исследовательскую деятельность?
- Нас учили, что отдых – это смена занятий с подтекстом: нечего, мол, отдыхать, не расслабляйся, работай и работай. Но это не так. Отдых – это отдых, и мозг должен иногда побездельничать, не без этого. Так что плохо совмещается преподавание и работа исследователя. Но ведь, тем не менее, как-то совмещаем. Всё успевать? Это как игра в рулетку: выиграть невозможно, а попытаться хочется. Опять же, преподавание держит тебя в тонусе, а работа над очередной темой дает импульс сказать студентам нечто новенькое, поделиться сомнениями, чего они, может быть, ни от кого больше не услышат. В этом смысле мы дополняем друг друга, и та же филология в восприятии новичка приобретает богатейшую ауру.
<< Назад к списку |