Находиться в одной точке земной поверхности и одновременно контролировать ситуацию на другой с высоты птичьего полёта. Это возможно, и каждый из Вас в скором времени сможет в этом убедиться. Потому как наукоёмкая разработка, уже зарекомендовавшая себя на Западе, должна найти широкое применение и в России. Внедрением и освоением этой умной системы займётся новое малое инновационное предприятие «СМТ-БелГУ». О том, как работа будет роботизирована, рассказал директор МИПа Андрей Зиссман.
– Андрей Игоревич, что представляет собой устройство, позволяющее в режиме реального времени передавать в буквальном смысле с небес на землю фото- и видеоданные?
– Это роботизированные системы мониторинга территорий (РСМТ). Они предназначены для наблюдения и контроля труднодоступных объектов. РСМТ будет создана на основе мультикоптера, управляемого геоинформационной системой. Посылаемые с неё команды контролируются различными датчиками (GPS/ГЛОНАСС, высоты и приближения). Роботизированная система сможет производить не просто беспилотный облёт заданных территорий (объектов), но и выполнять запрограммированные задачи.
– Прямо как в известной песне «вкалывают роботы – счастлив человек». Неужели исключается человеческий фактор?
– Не совсем. Оператор, находящийся на земле, корректирует полёт беспилотного аппарата на основе видеоряда, приходящего в реальном времени на мобильный центр управления. Отслеживание работы устройства важно в целях автоматической корректировки траектории, оперативного оповещения оператора в экстренных случаях и, разумеется, общей безопасности. Ведь на пути у мини-вертолёта немало препятствий, например, здания. Так, мы собираемся оснастить мультикоптер датчиками УЗИ, чтобы он своевременно распознавал объекты, представляющие угрозу для его работы, и облетал их.
– Раз эта умная машина так всё схватывает на лету, наверняка она будет востребована во многих сферах?
– Действительно, возможности РСМТ позволят эффективнее организовать работу промышленных предприятий, энергетических и строительных компаний, правоохранительных органов и даже средств массовой информации. С помощью роботизированной системы малое предприятие «СМТ-БелГУ» сможет оказывать ряд услуг сторонним организациям. В их числе – аэрофотосъёмка, установка специализированных датчиков в труднодоступных местах, контроль сельскохозяйственных угодий и полей, хода строительства объектов, экологические исследования, оперативная съёмка с воздуха для служб спасения и пожарных бригад при тушении пожаров… Что самое ценное? Информация. РСМТ предоставит заказчикам необходимые данные, что поможет принимать правильные управленческие решения.
– В чём отличие разработки от существующих зарубежных аналогов?
– Это не просто беспилотный летательный аппарат, а комплексная роботизированная система, которую мы оснащаем дополнительным умным оборудованием (фото- и видеокамеры, тепловизоры, сканеры) для выполнения различных задач. В РСМТ будут собраны существующие передовые разработки в области геоинформационных систем, картографии, GPS/ГЛОНАСС-технологий, робототехники. По сути, «мозговая» начинка устройства – главное отличие и преимущество нового продукта. Для воплощения в жизнь готовой продукции и оказания с её помощью услуг у нашей команды есть квалифицированные кадры: конструкторы, картографы, программисты.
– Есть ли уже образец?
– Мы создали тестовый мультикоптер и апробировали его. Во время первых полётов произвели видеосъёмки на различных объектах и фотосъёмку для создания интерактивной 3D панорамы Оскольского электрометаллургического комбината. Вот и представьте: высота труб на предприятии – 250 м. Никакой бинокль не поможет проконтролировать их состояние.
– Какова же высота полёта роботизированной системы?
– Она может варьироваться в зависимости от задач исследования. РСМТ может взлететь и выше 400 м, но трудно сделать качественную фото- и видеосъемку интересующего объекта с этой высоты.
– Есть ли ограничения по времени пребывания в воздухе?
– Как правило, мы летаем до двадцати минут. Не удивляйтесь, во-первых, что я говорю «мы», и, во-вторых, что так мало времени, как кажется на первый взгляд. На самом деле – это много! Объясню в чём здесь загадка. Длинного беспосадочного полёта не получится по той причине, что оператору достаточно трудно в течение долгого временного промежутка контролировать картинку, поступающую с мультикоптера ему на очки. Это своего рода раздвоение: управляешь на земле, а такое чувство, что находишься в кабине пилота. Этот эффект очень сложен и не передаваем.
– Владеть и управлять ситуацией на местности позволяет и продукция другого Вашего предприятия «Геомонитор-БелГУ». Будет ли его деятельность взаимосвязана с «СМТ-БелГУ»?
– Можно сказать, что предприятия будут работать в сопряжении. С помощью РСМТ мы планируем делать аэрофотосъёмку для производства карт. «Геомонитор-БелГУ» будет использовать полученные результаты в своей деятельности. То есть фактически станет одним из заказчиков продукции.
<< Назад к списку |