Сегодня эпитет «инновационный» в сообщениях СМИ встречается гораздо чаще других, когда речь заходит о БелГУ. Теперь в Белгородском госуниверситете даже искусство инновационное. Об этом свидетельствует персональная выставка картин и фотографий профессора Т.В. Павловой «Наноструктуры в морфологии и живописи», открывшаяся недавно в университетском музее истории. Присутствовавший на ее открытии ректор университета Л.Я. Дятченко высказал идею о том, что в стенах вуза зарождается новый вид творчества – нанотворчество.
Автор экспозиции – врач, профессор, заслуженный изобретатель в области иммуноморфологии и заведующая кафедрой патологии медицинского факультета Татьяна Васильевна Павлова. Источником бесчисленных творческих находок для нее стало тесное сотрудничество с Центром наноструктурных материалов и нанотехнологий БелГУ. На фотоснимках, сделанных с помощью микроскопа, Татьяна Васильевна сумела разглядеть то, чего обычный человек может и не увидеть – поэзию клеток. «Микромир – мир особый, увлекательный, красивый», - говорит профессор и признается, что готова исследовать его целыми сутками.
Увеличенные в миллиарды раз клетки живого организма образуют на снимках причудливые узоры. Читая метафоричные подписи к фотографиям, сделанные Татьяной Павловой, с удивлением отмечаешь, что клетки легкого действительно очень похожи на швейцарский сыр, и почему-то отказываешься верить, что живописные туннели, провалы, лакуны и хребты на снимке – это обычная человеческая печень. К слову, красочными фотоиллюстрациями, подобными этим, Павлова щедро снабдила свою докторскую диссертацию: в нее вошло более четырех тысяч снимков!
На отдельном стенде в музее представлены фотоработы профессора, посвященные нанотехнологическим разработкам университета. На них крупным планом изображен фрагмент титанового имплантата в черепе крысы – посетители выставки могут проследить все стадии его вживления в организм грызуна.
Вторая часть экспозиции представляет собой ряд абстрактных, выполненных в ярких красках картин. Впечатляют названия: «Инсульт», «Кровотечение», «Шок» и др. Оказывается, даже такие скрытые проявления человеческого организма можно изобразить на холсте. Впрочем, у Татьяны Васильевны вообще немало картин на абстрактные темы – стены ее кабинета, к примеру, украшают «Генетика», «Морфология», «Гинекология»…
Писать картины Татьяна Васильевна начала давно. Сперва увлекалась портретами и карикатурами, выполненными карандашом и углем, потом пришла к масляной живописи. Темы, постоянно переплетающиеся в ее творчестве – рождение, смерть и любовь. Художница не раз выставлялась в Белгороде, Москве и на Украине. Многочисленные свои работы она предпочитает дарить друзьям и знакомым. Некоторые картины из мастерской профессора Павловой хранятся у ректора БелГУ Л.Я. Дятченко и Архиепископа Белгородского и Старооскольского Иоанна.
Часто повторяющийся элемент в картинах Татьяны Васильевны – пара зеленоватых человеческих глаз. По словам мастера, эти глаза – отражение ее собственного «я». Вообще же, считает она, живопись – это прежде всего обмен эмоциями: художнику важно поделиться ими с окружающими и получить отклик. В этом смысле работы Татьяны Павловой можно понимать или не понимать, принимать или отвергать, но оставаться равнодушным после их созерцания невозможно.
<< Назад к списку |