На факультете психологии Педагогического института НИУ «БелГУ» состоялся Международный круглый стол с участием выдающегося армянского психолога, профессора Рубена Агузумцяна
Международный круглый стол на тему «Развитие личности в контексте стандартизации образования: обновление смыслов» объединил коллективы 5 кафедр: кафедры возрастной и социальной психологии, которая выступила организатором этого мероприятия, кафедры общей и клинической психологии, кафедры психологии Педагогического института НИУ «БелГУ», кафедры психологии и дефектологии ОГАОУ ДПО БелИРО и кафедры психологии управления Академии государственного управления Республики Армения. Состоялось заинтересованное и содержательное обсуждение актуальных для психологического сообщества вопросов в связи с переходом профессионального образования на третье поколение стандартов.
В выступлении руководителя круглого стола, доцента Марии Резниченко были выделены смысловые основы стандарта психологического образования, который выступает в качестве инструмента реализации целей образования в интересах личности, общества и государства, обеспечения социального доверия, общественного согласия и гражданской консолидации и реализации государственной политики в сфере образования, а также заданы следующие векторы для дискуссий:
− Каковы «собственные стандарты образования» у современных студентов?
− Как цели профессионального образования связанны с интересами личности обучаемого?
− Каковы преимущества и ограничения модернизации образования посредством введения Федеральных государственных образовательных стандартов?
− Как обеспечить посредством введения ФГОС ведущую роль образования как ресурса развития личности, человека, социально-экономического, политического и культурного развития России?
− Как соотносятся цели профессионального образования и требования профессионального сообщества и работодателей?
В выступлении заведующего кафедрой психологии управления, профессора Рубена Агузумцяна была поднята проблема взаимосвязи духовности и психологической безопасности на уровне индивида, личности, индивидуальности в образовательном пространстве. Рубен Вазгенович обозначил пути её решения: центрация на духовно-нравственном аспекте развития личности студента и морально-нравственной компоненте личности самого преподавателя.
Доцент кафедры психологии управления Лаура Петросян подчеркнула, что одной из важных проблем современной психологической науки является определение критериев психологического развития личности и сформулировала свою методологическую позицию по данному вопросу.
Живой отклик аудитории вызвало выступление начальника управления профессионального образования и науки Департамента внутренней и кадровой политики Белгородской области, доктора психологических наук Альбины Бучек, которая представила результаты прикладного исследования особенностей восприятия образовательной среды студентами и преподавателями вуза.
Заведующая кафедрой психологии Валентина Гребнева указала на наличие проблемы преемственности школы и вуза. Она отметила, что сегодня происходит сложная трансформация социальных и культурных пространств, которые ещё несколько десятилетий назад казались незыблемыми. В этой связи современная школа не должна учить абстрактного ребенка, а призвана обеспечить развитие его индивидуальности.
Доцент кафедры возрастной и социальной психологии Елена Овсяникова подчеркнула, что привычные и казавшиеся устойчивыми социальные роли и присущие им формы поведения в сегодняшней семье также претерпевают серьёзные изменения. Ядерная (нуклеарная) семья уступает место новым формам семейной организации, и эти процессы по-разному воспринимаются и переживаются детьми и родителями, влияя на образовательный процесс.
Заведующая кафедрой возрастной и социальной психологии Александра Герасимова обратила внимание присутствующих на необходимость целостной психологической концепции учебной мотивации студентов и представила авторскую экспериментальную методику её диагностики и развития.
Заведующая кафедрой общей и клинической психологии Татьяна Разуваева поставила вопрос об особой роли, которую должна играть в развитии личности современного студента учебно- и научно-исследовательская деятельность. Готовность выпускника к осуществлению этой деятельности является подтверждением осмысленного, значимого в плане дальнейшей профессиональной самореализации усвоения выпускником вузовской образовательной программы.
Руководитель Психологической службы НИУ «БелГУ» Дмитрий Сазонов обозначил направления и содержание работы психологической службы вуза в плане психологической диагностики и поддержки развития личности студентов и преподавателей.
Подводя итоги заседания, декан факультета психологии Виктор Ткачёв отметил дискуссионный характер выступлений и открытость участников к обратной связи, которые способствовали созданию рефлексивно-аналитического пространства в общем кругу обсуждения и совместному поиску ответов на значимые вопросы. Виктор Николаевич выразил искреннюю благодарность всем участникам круглого стола за совместную работу, включённость, доброжелательность, за новые интересные идеи, которыми все щедро делились с коллегами.
<< Назад к списку |