Порой нам так необходимо разобраться в себе, преодолеть какие-то страхи, устранить беспричинную, казалось бы, тревогу. И хотя в таких ситуациях надо бы прислушаться к внутреннему «я», мы чаще всего поступаем наоборот – пытаемся «сбежать» от себя, заполнить растущую пустоту чем-то бесполезным.
Самым действенным средством в попытках осознать себя могут послужить занятия арт-терапией, с техникой которой юных врачевателей душ знакомит ассистент кафедры общей и клинической психологии Олеся Михайловна Ярош.
11 апреля в рамках Недели науки состоялось заседание кружка по теме «Арт-терапевтические средства в психокоррекционной работе психолога». Этот семинар был уже третьим. Кстати, занятия проходят вне учебного плана по инициативе Олеси Михайловны, которая помимо преподавания в нашем вузе работает терапевтом в белгородской общественной организации «Центр здоровой молодёжи». Своими сеансами О.М. Ярош помогает тем, кто в стенах Центра проходит реабилитацию после наркотической зависимости.
Но арт-терапевтическая помощь полезна не только людям с явными психологическими проблемами, в чем смогли убедиться студентки факультета психологии. Обстановка сразу же расположила девушек к разговору «по душам»: светлая просторная аудитория, зеркала вдоль всей стены, мягкие удобные кресла, поставленные полукругом. В такой атмосфере даже теория, с обсуждения которой началось заседание, не показалась скучной.
Преподаватель предложила всем дать определение «идентификации личности», суть которого в итоге определили коллективно. И заключается она в том, что человек осознаёт себя, сравнивая с предметами или явлениями, перенося на них свои качества, чувства, переживания. Именно поэтому, как пояснила Олеся Михайловна, механизм идентификации помогает в осуществлении арт-терапии.
Психолог-терапевт поделилась со студентками своим профессиональным опытом и рассказала, что подобные тренинги проходят по определённой схеме. Занятие длится около полутора часов и состоит из трёх этапов: подготовка к работе (определение темы, постановка целей), сама работа и обсуждение результатов.
Студентам показали рисунки молодых людей, чья реабилитация уже завершилась. Обсуждались наиболее интересные работы, результатом которых оказалась наиболее яркая идентификация. Их авторы осознали своё состояние в пояснении и обсуждении своих рисунков, что помогло им в поиске путей решения внутренних проблем.
«Наряду с диагностикой, целью арт-терапии является трансформация, обновление, преобразование. Важно помочь человеку укрепить в нём чувство ответственности за себя. Те, кто проходит реабилитацию, должны сами осознать себя, а не слышать о себе со стороны, что для них менее ценно», – объяснила Олеся Михайловна.
Одно из преимуществ арт-терапии состоит в том, что человек озвучивает личные проблемы опосредованно через описание рисунка, и лишь затем приходит понимание: на самом деле он разбирается в своих собственных переживаниях. Если такой результат достигнут, значит, сеанс арт-терапии прошёл успешно.
Точно так же можно анализировать и сны. Человек запоминает сон, потом рисует наиболее значимый, на его взгляд, момент из этого сна и с помощью психолога разбирает его. Но при работе со сном средства арт-терапии сочетают с приёмом гештальт-терапии, основанной на выстраивании цепи диалогов с изображёнными предметами.
«Мы все из детства. Подобные занятия – это ещё и шанс туда вернуться, получить энергетический ресурс и позитив от самого процесса создания рисунка, поделки. И это тоже хороший результат», – отметила психолог, пока девушки, перейдя к практической части занятия, старательно рисовали и лепили «всё, что вздумается» (именно так прозвучала тема задания). При этом всех участниц интересовал вопрос: трудно ли быть честным в творческом процессе, зная суть арт-терапии? Ответ пришёл в ходе обсуждения: слукавить практически невозможно, подсознание действует независимо от осознаваемых побуждений и легко проявляется в рисунке. По словам, Олеси Михайловны, «не всегда можно сразу понять причину взвинченности или опустошённости, но всегда можно эти состояния осознать и изменить к лучшему».
<< Назад к списку |