В течение шести дней, с 26 по 31 августа, в БелГУ проходит учебный семинар по музыкальной терапии. Проводит занятия лектор университета Бар-Илар (Израиль) доктор Дорит Амир. Слушателями стали практикующие психологи и преподаватели психологии БелГУ, педагоги, медики и музыканты.
Двадцать пять лет Дорит занимается разработкой метода лечения при помощи музыкальной терапии. Получив образование в Нью-Йорке, сегодня она практикующий специалист. Параллельно занимается подготовкой музыкальных терапевтов.
Впервые музыкальную терапию использовали в США в 50-е годы, чтобы помочь солдатам, побывавшим во Вьетнаме, справиться со стрессом. За границей этот метод с каждым днём находит всё большее применение и внедрён в 46 странах.
Музыкальная терапия практикуется только в двух российских городах – Москве и Санкт-Петербурге. На Белгородчине она пока не востребована. К живой музыке или записям прибегают лишь как к способу расслабиться, как к сопутствующему моменту определенной методики. Но интерес к музыкальной терапии у специалистов Белгородчины возрастает.
Участник семинара В.А. Москвин, профессор, доктор психологических наук, заведующий кафедрой «Общей и клинической психологии» факультета психологии БелГУ, отметил: «Музыкальная терапия – одно из направлений психотерапии. Помогает компенсировать различного рода стрессовые состояния. Это достаточно эффективный метод. Сегодня мы планируем использовать его в процессе профессиональной подготовки психологов.
Своё мнение высказала и декан медицинского факультета БелГУ, кандидат медицинских наук Н.И. Жернакова: «Музыкальная терапия как метод должна и может использоваться у нас для оздоровления пациентов. Сегодня для этого необходимо подготовить квалифицированных специалистов…»
«Конечно, для внедрения музыкальной терапии как метода недостаточно только лишь одного семинара, – говорит заместитель декана факультета психологии БелГУ И.В. Аксёнова, – но я почерпнула для себя много новой и полезной информации и как специалист, и как личность. Мне понравилась атмосфера, в которой проходят занятия».
Пока все собирались, Дорит Амир играла на пианино. Вокруг неё в творческом беспорядке находились различные музыкальные инструменты. Как и принято на тренингах – участники заняли свои места вокруг преподавателя. «Доброе утро!» – произнесла на русском доктор Дорит Амир. «Как дела?» – продолжила она. Пока это все слова, которые она знает на языке страны, в которой гостит, поэтому предложение спеть песню перед работой Дорит донесла до своих слушателей с помощью переводчика.
Дорит аккомпаниатор, а в роли хора – русские специалисты. Как успешное начало семинара в исполнении коллег прозвучала «Катюша». «Музыка соединяет души и помогает найти нить взаимопонимания, проникнуться доверием друг к другу. Музыка – это зеркало души…» – подытожила профессор Амир. Так и в музыкальной терапии аккорды связывают в единую цепочку пациента и врача.
Для лучшего восприятия информации профессор Дорит и её ассистентка подготовили презентацию на русском языке. Каждый тезис Дорит Амир подтверждала примером из практики, музыкальным упражнением. Рассказывая о психотерапии посредством музыки, Дорит поведала о случае с пятилетней девочкой, которая страдала от болезни под названием избирательный мутизм (состояние, обнаруживаемое у детей, которые могут говорить и понимать речь, но, несмотря на это, молчат в присутствии определенных людей или в некоторых ситуациях). Психолог не смог наладить контакт с ребенком, это попыталась сделать Дорит.
На первых сеансах девочка не говорила с ней. Потом она взяла в руки предложенную маленькую арфу. Постепенно маленькая пациентка начала общаться с Дорит с помощью музыкальных инструментов. Во время одной из встреч, когда ребёнок и терапевт вместе играли на барабанах, девочка начала стучать всё громче и в итоге разрыдалась. «Слёзы – это хорошо. Это говорит о том, что ребёнок дал возможность выйти накопившимся эмоциям, которые держал в себе…» – говорит Дорит.
Через некоторое время пациентка начала подпевать в такт музыке, которую играла Дорит, несколько слов в такой комбинации: «Мама, мама, маленький ребёнок…» Произносила это она с явной злобой. Постепенно девочка раскрылась психологу. Оказалось, что у малышки недавно появился маленький братик. Мама стала уделять ей меньше внимания и девочка перестала разговаривать с окружающими, не желала выходить из дома в надежде, что мама будет это время с ней.
После теоретических выкладок Дорит предлагает участникам семинара практические занятия. Например, каждый участник курса озвучивает музыкальный отрывок и поясняет после исполнения причину своего выбора.
«Музыкальная терапия способна проникнуть на уровень бессознательного, помочь человеку справиться с прошлыми или текущими проблемами» – утверждает Дорит Амир. Возможно, это не последний визит Дорит Амир в БелГУ. Как сообщил проректор по качеству образования Н.Н. Михайлов, в БелГУ намечено открыть Центр музыкальной терапии, в рамках деятельности которого планируется повышение квалификации специалистов в этом направлении. В перспективе студенты БелГУ смогут продолжить обучение в рамках авторской магистерской программы «Музыкальная терапия».
<< Назад к списку |