КВН в БелГУ давно приобрел статус поистине народной игры, а на последних полуфиналах университетской лиги яблоку было негде упасть. Тем не менее, после игры поклонники проигравшей команды зачастую заявляют, что их любимцев «засудили» и даже заявляют, что «больше в КВН – не ногой». Да и сами юные «звёзды» МКЦ иной раз обижаются: недооценили, мол. О современном состоянии университетской лиги и её перспективах – наш разговор с директором Молодежного культурного центра БелГУ и постоянным председателем жюри университетской лиги Константином Курганским.
– Константин Сергеевич, сегодня многие считают, что телевизионный КВН проиграл битву пошлости, «заблудился» в королевстве «Кривых зеркал» и «Аншлагов». Как на этом фоне выглядит университетская лига?
– Думаю, вполне достойно. Можно отметить снижение объема пошлых шуток. Лет шесть-семь назад, когда я был студентом, мне порой было неприятно от игры университетской лиги. У игроков не было иных тем, кроме проблем с алкоголем и сексуальной ориентацией. Фактически это в то время пропагандировалось. Сегодня об этом также порой шутят, но теперь пороки не пропагандируют – их высмеивают. Пошлые шутки вызывают возглас «фу» не только у членов жюри, но и аудитории. А значит, наш зритель тоже «растет» в культурном плане.
Что мы сделали? Первым делом ввели редактуру перед играми, которую осуществляют опытные игроки. Сейчас мы не пропускаем откровенную пошлость, меньше стало плагиата. Хочу подчеркнуть: редактура – это не цензура. Более того, за четыре года ни разу не было претензий, что редакторы вычеркнули какую-либо шутку из конъюнктурных соображений.
Раньше мне как члену жюри порой хотелось встать и отключить какому-нибудь игроку микрофон. Но за последние годы университетская лига стала лучше и чище.
– А зрители это почувствовали?
– Конечно! Когда я только пришёл на работу в МКЦ, на финальную игру университетской лиги было продано немногим более сотни билетов. Сейчас даже в четвертьфинале бывает аншлаг, люди в проходах стоят! Это не потому, что я такой молодец и всё так замечательно организовал. Тут и популярность команды «Пятый элемент» свою роль сыграла, и работа по качеству игры была организована. Быть может, раньше зрители не хотели идти на игру, где нет динамизма и искромётного юмора? Но сейчас они привыкли к качественной игре. Не случайно в прошлом году команда БелГУ получила главный приз областной лиги «НаКоВальНя». И когда я сегодня прихожу на областную лигу, то понимаю, что лучше нашей, университетской, в области просто нет. У БелГУ в этом отношении есть свой знак качества.
– Почти после каждой игры поклонники проигравшей команды обвиняют жюри в предвзятости. А может ли судейство по определению быть объективным, если все члены жюри – живые люди с индивидуальными предпочтениями?
– Объективное мнение складывается из субъективных. Заметьте, в последнее время мы не приглашаем в жюри спонсоров. Соблазн поощрить лучших ребят из спонсорских средств, конечно, велик, и мы не отказываемся от участия спонсоров, но игру должны судить не они, а профессионалы. Таковыми являются и режиссер Центра молодежных инициатив Татьяна Горбатенко, и кавээнщик с десятилетним стажем Максим Алтухов – он стоял у истоков университетской лиги и повидал немало команд, работая ведущим областной лиги КВН. Да и Дима Мешков, и Арсен Мартиросян – люди в кавээновской среде известные, а значит, не посторонние.
После каждой игры мы собираемся, приводим аргументы, взвешиваем все «за» и «против» и принимаем коллективное решение. Скажем, после трех последних полуфиналов мы вопреки мнению редакторов решили провести дополнительный полуфинал для команд, занявших вторые места. Нужно дать ребятам шанс, не отбивать у них интерес к самовыражению.
– А какими критериями руководствуетесь лично вы, выставляя команде оценку за конкурс?
– Для меня важно, чтобы шутка была не только смешной (можно ведь и палец показать так, что зал покатится со смеху), но и оригинальной. Мне нравится, когда вплоть до самой кульминации шутки непонятно, чем она закончится – по аналогии с детективами, где до последнего момента неизвестно имя убийцы. А вот когда команда начинает шутку с претензией, но она завершается лишь «пшиком» - всякое желание ставить отличную оценку пропадает автоматически. Категорически не приемлю пошлость.
Многие, кстати, думают, что достаточно пошутить про Курганского со сцены – и он растает, поставит «пять». Это не так. Нужно, чтобы не просто пошутили, а чтобы сделали это оригинально, по-кавээновски.
– Если судейство вызывает столько претензий и пересудов, быть может, есть резон выбрать иную форму проведения игр – без победителей и проигравших?
– Любому человеку, а студенту в особенности, свойственен дух соревнования. Командам нужно состязаться, зрители хотят за них болеть. Отменить судейство – это всё равно, что отменить в университете оценки, чтобы никого не обижать «тройками». Пару раз я предлагал недовольным итогами игр ребятам: давайте вместо соревнования будем устраивать два раза в год фестивали юмора. Они в один голос отвечали мне: «Нет, мы хотим играть, выигрывать и побеждать». И это здорово.
– Команды делают выводы из претензий, которые им высказывают члены жюри?
– Делают, потому как они у нас умные. На «разборе полетов» после каждой игры мы непременно высказываем свои критические замечания – и ребята прислушиваются. С новичками поначалу бывает сложнее, они иногда «звездят», проявляют юношеский максимализм. Но и с ними мы всегда находим общий язык. КВН многому учит, и взаимопониманию – в том числе.
– И напоследок – вопрос, который часто задают студенты: почему команда БелГУ до сих пор не играет в высшей лиге на Первом канале?
– Конечно, тут сказывается коммерциализация игры. Тем не менее, деньги для участия в ней, я считаю, изыскивать нужно. Потому что появление нашей команды в эфире главного телеканала страны – это лучшая реклама нашему университету.
Вообще же, у меня есть предчувствие, что в ближайшее время мы будем играть в высшей лиге. Все условия для этого есть. Есть ректор, который заинтересован в продвижении КВНа. Есть команда «Пятый элемент» с хорошим агрессивным блеском в глазах. Грубо говоря, она выходит на сцену для того, чтобы «всех разорвать». В ближайшем будущем мы создадим при МКЦ творческое объединение, возможно, даже «переманим» в свои стены областную лигу. В своё время томская команда, ворвавшаяся в премьер-лигу, именно так начинала…
<< Назад к списку |