Кого можно назвать гражданином России? Любого живущего на территории страны? Или только того, чье имя напечатано в российском паспорте? А может это тот, кто старается улучшить жизнь в Российской Федерации, и неважно, что прописка у него лондонская? Кто же он – гражданин России? На эти и многие другие вопросы, касающиеся нашей Родины, искали ответы участники семинара, прошедшего на социально-теологическом факультете, где за круглым столом собрались студенты БелГУ, семинаристы, представители администрации, духовенство и преподаватели университета для обсуждения темы «Философское наследие И.А. Ильина».
Иван Александрович Ильин был личностью неоднозначной. В студенческие годы он был бунтовщиком и приверженцем либеральных идей. Ильин был готов отдаться революции, лишь бы изменить российские порядки. В его доме даже хранились бомбы. А в 1905 году он вышел на улицы Москвы вместе с другими либерально настроенными студентами под предводительством эсеров. Революция вдохновляла его, но недолго. Приход большевиков он встретил без воодушевления. Ильин просто не мог поверить в их идеи и программы, большинство из которых, по мнению Ивана Александровича, были совершенно губительны для России.
На фоне нестабильной политической ситуации Иван Ильин стремительно двигался вверх по карьерной лестнице, уходившей все глубже в науку. В 26 лет он уже был доцентом Московского императорского университета. Такого успеха Ильину удалось добиться благодаря прекрасному дворянскому воспитанию и собственным дарованиям. Но в Советском Союзе не было места для «белой интеллигенции», поэтому Ильин был арестован и отстранен от своих исследований, а как раз в этот период шла работа над диссертацией. Преподаватели университета вместе со студентами встали на защиту Ильина, они даже предлагали себя в залог, лишь бы ученый смог продолжить научные труды. Результат не заставил себя ждать. В 1918 году Иван Александрович заканчивает диссертацию по теме «Наследие Гегеля» и с успехом защищает ее. Успех был настолько ошеломительным, а исследования так глубоки и уникальны, что после защиты Ильину было присуждено сразу две степени: магистра и доктора. И сегодня в мировой философии его труд считается лучшим комментарием к научному творчеству Гегеля.
В период глубокого разочарования большевиками Ильин совершает побег из советской России в Германию, где какое-то время он увлекается идеями фашистов и даже называет их братьями. Но не стоит утверждать, что Ильин был истинным сторонником фашизма, ведь вскоре после прихода к власти Гитлера он увидел его идеи в совершенно ином свете и не только напрочь отказался от подобных взглядов, но и выступил с жесткой их критикой. В результате ему вновь пришлось бежать, на этот раз в Швейцарию.
Там, не нужный никому, без гроша за душой, Иван Александрович начинает поиск истины, смысла жизни, убежища для своей души и среди огромного количества книг, выпускаемых им на иностранном языке, все чаще возникает тема спасительности Православия. Начался путь Ильина к вере. Вообще, в современной России Ивана Александровича воспринимают именно как религиозного философа, но нельзя забывать и о его научных трудах, касающихся развития России. Достаточно лишь перечислить названия его работ: «Вера в Россию», «О грядущей России», «Наши задачи», «Родина и мы».
Можно сказать с уверенностью, что Ильин еще не до конца познан российским обществом, учесть хотя бы тот факт, что многие его книги до сих пор не переведены на русский язык. Но, так или иначе, в словах отвергнутого белого интеллигента звучала истина о нашем народе и пути его развития, к которой стоит прислушаться.
Об этом говорили участники семинара на социально-теологическом факультете. При этом простое обсуждение темы развилось в бурную и животрепещущую дискуссию. Говорили о современной молодежи. Марина Юрьевна Ширманова выдвинула тезис, что пирсинг – это проявление духовного и психического нездоровья, демонстрирующее зависимость современного общества от веяний моды, от мнений социума, навязанных идеалов. На что Виталий Викторович Пенской сказал: «Скорее пирсинг – возврат к первобытным привычкам, когда только этим себя украшали».
Участники семинара пришли к выводу, что необходимо больше внимания обращать на свою историю, народную культуру, следовать русским традициям. Стоит, как это ни банально звучит, оградить себя от влияния тех СМИ, которые создают в сознании людей априорно негативное отношение к деятельности правительства, и даже в случае 100% правильности и полезности того или иного государственного проекта, из-за отсутствия поддержки со стороны разочарованного населения нововведение может быть обречено на провал.
Обсуждали понятия фашизма, нацизма, национализма и патриотизма, которые друг от друга, оказывается, отделяет очень тонкая грань. Виталий Васильевич уже не раз участвовал в различных дискуссиях на эту тему и отметил, что до сих пор не дано конкретного определения этих феноменов и поиски продолжаются. И еще неизвестно какую роль в истории России сыграют рьяные сторонники русских традиций и ориентированные на Запад либералы.
Так на семинаре подняли гораздо больше вопросов, чем получили ответов. Но ни в этом ли цель философских встреч?
В заключение добавлю, что Президент Российской Федерации В.В. Путин сегодня все чаще цитирует И.А. Ильина. И, подражая руководителю нашего государства, приведу несколько мыслей великого философа России:
<< Назад к списку |