11 апреля на экономическом факультете происходило что-то невероятное. Студенты и преподаватели, что-то обсуждая и совещаясь друг с другом, заполнили одну из самых больших аудиторий факультета. Мест хватило не всем желающим, поэтому многие приносили стулья из соседних аудиторий. Всё здесь кипело и бурлило, отовсюду то слышался смех, то сыпались недовольные возгласы. Но вдруг все затихло. Все замерли в ожидании.
Один из студентов громко произнёс: «Встать, суд идёт! Слушается дело о дочери капитана Вере Засулич, обвиняемой в покушении на убийство». Затем в зал суда вошли люди в париках и мантиях, в костюмах конца 19 века. Начался судебный процесс, и было уже непонятно, где происходит действо – на театральной сцене или в зале суда. Только по доске, находившейся за спинами судей, можно было определить, что это всё-таки университетская аудитория. Так, воссоздав атмосферу конца 19 века и исторический ход судебного заседания, изобразив историю в красках и костюмах, студенты экономического факультета решили изучить российское судопроизводство.
«Изучение исторического опыта, - говорят студенты, – помогает нам постичь природу всего происходящего в прошлом, познакомиться с выдающимися личностями, взглянуть на исторические события по-новому, в современном ракурсе, извлечь урок, дабы не делать фатальных ошибок в будущем».
Дело Веры Засулич было выбрано не случайно. Изучение судопроизводства на примере этого дела позволило познакомиться с деятельностью выдающихся юристов того времени: А.Ф. Кони (в этом процессе он был судьёй) и П.А. Александрова, который осуществлял защиту В. Засулич, и чья блистательная речь сыграла решающую роль в исходе этого дела.
Молодая девушка Вера Засулич обвинялась в том, что выстрелила в упор в градоначальника Трепова, тяжело его ранив. Причину своего поступка подсудимая объяснила тем, что хотела отомстить Трепову за приказание публично высечь одного из арестантов. Об этом случае Вера узнала из газет и решила доказать чиновникам, что их бесчеловечные действия не останутся безнаказанными. Несмотря на то, что подсудимая признала свою вину, она была полностью оправдана судом присяжных и выпущена на свободу. Оправдание Засулич вызвало широкий общественный резонанс. Решение присяжных показало, насколько общество недовольно проводимой политикой и произволом со стороны государственных правителей.
Процесс, проходивший более ста лет назад, дал студентам-экономистам богатую почву для размышлений. Они не только узнали много интересного о российском судопроизводстве, но и получили возможность сравнить его с современным, задуматься над вопросами общечеловеческого масштаба. Неужели и в современном мире нет места гуманности? Могут ли террор и насилие быть способами достижения благих целей? Ответ современных студентов – нет! Повторись сейчас этот процесс, они бы наказали Веру Засулич.
«По нашему мнению, общество показало на деле Засулич, чего от него ожидать в будущем, если не изменить внутреннюю политику. Этот процесс содержал в себе одно ценное для политика указание – не нужно вызывать недовольство народа равнодушием к его судьбе. Но именно на народ – то близоруко, то умышленно – не обращалось тогда никакого внимания».
Исторические уроки – самые полезные, ибо как сказал французский учёный Габриель Хенното, миссия истории состоит в собирании плодов с векового опыта и в передаче достижений человечества из поколения в поколение.
<< Назад к списку |