Все мы в детстве любили слушать сказки, особенно перед сном. Но вряд ли кто-нибудь тогда догадывался, что потребность в доброй порции сказок на ночь – не прихоть избалованного вниманием ребенка и не оттягивание момента отхода ко сну. Сказка также не средство убаюкивания, придуманное родителями для особо неугомонных детей. Роль сказки совсем иная. А какая именно, я узнала, посетив мастер-класс «Сказкотерапия», который 10 апреля в рамках Недели науки в БелГУ на факультете психологии провел преподаватель кафедры психологии, кандидат психологических наук С.С. Чеботарев.
Нежданных и ненужных гостей здесь не бывает. Нас, студентов журфака, участники кружка усадили в мягкие, удобные кресла, стоящие по кругу (круг – символ единения и равноправия всех собеседников). Здесь в приятной, расслабляющей атмосфере обсуждают проблемы, с которыми сталкиваются в своей практике психологи, и ищут способы их решения. В этот раз темой разговора стала так называемая сказкотерапия – один из методов арт-терапии (т.е. «лечения искусством»), возникшей в 30-х годах прошлого века в США.
Оказывается, сказка полезна не только детям, но и подросткам, и даже взрослым! Ведь с ее помощью человек в символической форме решает свои проблемы, лечит психологические травмы. Представляя себя в роли Иванушки-дурачка, Елены Премудрой и даже Колобка, человек проигрывает варианты своего поведения в той или иной ситуации, а затем переносит их в реальность. А значит, переосмысливает саму проблему, отношение к ней и находит достойный выход.
Сказка может дать социально приемлемый выход для агрессии, помочь осознать подавляемые внутренней цензурой человека мысли и желания, развить художественные возможности, повысить самооценку, избавиться от страхов. И это далеко не полный перечень целительных свойств «плодов народной мысли». Именно «народной» мысли, ведь авторские сказки существенно отличаются от народных. Писатели, сочиняя сказки, излагают свои мировоззренческие позиции, часто неоднозначные, поэтому такие сказки могут содержать негатив. Так, в «Русалочке» у главной героини психологи видят комплекс несчастной жертвы любви, а сказка «Аленький цветочек» отражает заветные чаяния всего женского пола вылепить из «чудовища» «прекрасного принца». Поэтому выходит, что лучшего учителя и лекаря для человеческой души, чем наш мудрый народ, веками слагавший и передававший из уст в уста для потомков сказки, не сыскать.
Мне самой пришлось побыть здесь в необычной для журналиста роли сказочника. Представьте себе: студенты и преподаватель, достаточно взрослые люди, начинают по цепочке сочинять сказку, добавляя к словам предыдущего рассказчика свои собственные. Вроде бы говорили то, что просто пришло в голову, а оказалось, высказывали сокровенные мечты, невольно жаловались на непонимание, невнимание, одиночество. Потому что с точки зрения психологии, все процессы, явления, поступки окружающих отражаются в сознании людей. И те картинки, которые мы представляем в воображении, - прямое следствие осмысления нами окружающей действительности. Сказка же несет в себе мудрость целого народа: утверждает победу добра над злом, достижение жизненных ценностей через испытания, учит доверять другим людям, не отгораживаться от мира.
Одна из главных функций сказки – подготовка человека к напряженным эмоциональным ситуациям в будущем. Поэтому чтение сказок так важно в детстве, когда приобретается первый эмоциональный опыт, устанавливаются эталоны поведения. По словам профессора С.С. Чеботарева, каждый из нас переживал в детстве драму трех поросят, то есть уже тогда ненавидел жестокого, кровожадного Волка, жалел оставшихся без крова легкомысленных поросят и восхищался дальновидным, предприимчивым Нуф-Нуфом. Получается, сказка – своего рода моралите, средство воспитания. А значит, каждый из нас, став отцом или матерью, среди суеты взрослой жизни не должен забывать читать вместе со своим ребенком старые, добрые, знакомые СКАЗКИ.
<< Назад к списку |