14 марта – Всемирный день прав потребителя. Члены Международного клуба ООН “Gaya” желают обеим сторонам процесса купли-продажи уверенно отстаивать свои права и соблюдать букву Закона. А что для этого нужно знать, чтобы не попасть впросак. За консультацией мы обратились в Правовой центр БелГУ к Лейле Гасановой, студентке юридического факультета. Думаем, ее ответы окажутся полезными многим.
Самый главный признак потребителя – это отсутствие прибыли в его отношениях с другими лицами, той, которую нельзя положить в карман в виде звонкой монеты. Хороший отдых, качественное образование, крепкое здоровье, модная и добротная одежда – это гораздо больше, чем просто деньги. Однако часто возникают такие ситуации: купил пылесос, принес домой, а он не работает; сдал в ремонт туфли, а набойки через день отвалились и т.д. И вот наиболее типичные вопросы, с которыми обращаются клиенты за консультацией в Правовой центр БелГУ:
– Что делать, если изделие не подошло, а чек на его приобретение потерян?
– На основании п.5 ст.18 Закона о защите прав потребителей Ваши требования рассматриваются при предъявлении им товарного или кассового чека, либо технического паспорта (если на товар установлен гарантийный срок), либо иных документов, подтверждающих оплату товара. Если же такой документ потерян, и продавец отказывается принять у вас товар, необходимо восстанавливать свои права в судебном порядке. Потребитель в подтверждение факта покупки товара вправе ссылаться на свидетельские показания, которые оцениваются судом в совокупности с другими доказательствами. Важно отметить, что показаниями свидетелей можно доказывать факт покупки товара не только на рынке, где нет контрольно-кассовых машин, но и в магазинах, супермаркетах и т.п. В судебном заседании необходимо заявить ходатайство о вызове и допросе свидетелей, указав, с какой целью вызывается свидетель, какие факты он может подтвердить. Факт покупки будет установлен, и Вы сможете заменить товар на более подходящий.
– Что делать, если в течение гарантийного срока изделие ломается, а в магазине такого больше нет, оно снято с производства?
– Если потребитель предъявил продавцу требование о замене товара ненадлежащего качества на товар той же марки, но такой товар уже снят с производства, то в соответствии со ст.416 ГК РФ обязательство продавца прекращается в связи с невозможностью исполнения. Потребитель вправе предъявить иное требование из перечисленных в п. 1, 3 ст.18 Закона о защите прав потребителей. В частности, потребовать безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом; соразмерного уменьшения покупной цены; замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены; расторжения договора купли-продажи.
– Имеют ли право работники магазина не принять товар с дефектом, который был обнаружен в период гарантийного срока?
– Не имеют, а если это произошло, то необходимо предъявить магазину письменную претензию. Поскольку недостаток в товаре был обнаружен в период гарантийного срока, продавец обязан принять покупку, независимо оттого, что покупатель обратился в магазин после истечения гарантийного срока. В соответствии со ст.19 Закона потребитель вправе предъявить требования к продавцу или изготовителю в отношении недостатков товара, если они обнаружены в течение гарантийного срока или срока годности, установленных изготовителем. В случае отклонения претензии магазином необходимо обратиться в суд.
– Как обменять товар надлежащего качества?
– Покупатель вправе в течение 14 дней со дня передачи ему непродовольственного товара надлежащего качества обменять в месте покупки или иных местах, объявленных продавцом, купленный товар на аналогичный товар другого размера, формы, габарита, фасона, расцветки, комплектации, произведя в случае разницы в цене необходимый перерасчет. При отсутствии у продавца необходимого для обмена товара покупатель вправе возвратить приобретенный товар и получить уплаченную за него денежную сумму или обменять его на аналогичный товар (при первом поступлении соответствующего товара в продажу). Продавец обязан сообщить потребителю, потребовавшему обмена непродовольственного товара надлежащего качества, о его поступлении в продажу. Требование покупателя об обмене товара подлежит удовлетворению, если товар не был в употреблении, сохранены его товарный вид, потребительские свойства, пломбы, ярлыки, а также имеются доказательства приобретения товара у данного продавца (чеки и т.п.).
Международный клуб ООН БелГУ надеется, что эти ответы помогут Вам стать грамотными потребителями, знающими свои права и умеющими их отстаивать.
<< Назад к списку |