Существует мнение, что правильно поставленная речь нужна филологам, педагогам и журналистам, математические знания – экономистам, физикам, студентам факультетов КНиТ и МиИТ, что знание иностранных языков – прерогатива учащихся факультета РГФ и иностранцев… В чём-то эта мысль и разумна. Но это не мешает раз в полгода первокурсникам таких далёких от трибун и ораторства факультетов, как экономический и ФБС, участвовать в конкурсе устных рассказов.
Из выступлений:
«Он говорил красивые умные слова, которых я, к сожалению, не понимала»…
Организатор соревнования – доцент кафедры русского языка и методики преподавания филологического факультета, преподаватель русского языка и культуры речи Николай Шоков. Во вступительном слове к конкурсу он пояснил: «Мало знать правила, которые вам преподают и в школе, и в вузе. Слово, культура слова, должны применяться на практике». Обозначив, таким образом, цель конкурса, Николай Николаевич представил жюри – преподавателей Елену Беспалову (ФБС) и Жанну Полунину (экономический факультет). А далее слово взяли конкурсанты.
Из выступлений:
«И тут этот безногий нищий встал и побежал с моими деньгами»
Темы, выбранные участниками, были самыми разными: случай в парке аттракционов, воспоминания о первой любви, встреча с «бритоголовым парнем», посвящение в студенты, трогательная история о любимом коте и «портретный очерк» о любимой кошке, происшествие на пляже… Аудитория бурно встречала и сопровождала комментариями каждое выступление, то высказывая интерес к теме или непосредственно к конкурсанту, то выражая недовольство. И всё же голосам участников удалось пробиться сквозь гул и перешёптывание зрителей.
Из выступлений:
«Девушка! Сейчас я добегаю, и мы с вами познакомимся»
Вынесение вердикта проводилось двумя путями. Трёх победителей определило официальное жюри, соотнеся степень разговорного мастерства, глубину раскрытой темы и интерес аудитории к отдельным рассказам. Третье место было присуждено Ярославу Роганину, экспрессивно описавшему случай в летнем лагере. На вторую ступень воображаемого пьедестала поставили Антона Ковалёва. Студент рассказал присутствующим о своей кошке, «важную роль в жизни которой сыграл телевизор»: домашняя любимица пристрастилась к мятной жвачке, поражая семью свежим дыханием. Победителем по решению преподавателей стал единственный представитель Института государственного и муниципального управления – Александр Миронов. Он начал своё выступление словами: «Я никогда не делал никому ничего хорошего, пока со мной не произошёл этот случай». Так сильно на парня повлиял… ёжик, спасённый летом от гибели в зернохранилище. Жюри посчитало, что этот рассказ не только интересен, но и поучителен, учит доброте и нравственности.
Из выступлений:
«…Снарядился я лопатой, баночкой – и побежал на колхоз за беспозвоночными»
Но помимо официальных судей проводилось также и «народное голосование». Каждый присутствующий оставил счётной комиссии три бумажки с фамилиями лучших, на взгляд зрителя, конкурсантов. Благодаря такому подходу был отмечен Сурен Григорян – его история о рыбалке, чуть не закончившейся трагедией, была признана самой эмоциональной. В номинации «Самый интересный рассказ» призов удостоились Наталья Шестакова, увлекательно и с юмором представившая случай в аквапарке, а также Сергей Рябинин – он, как выяснилось из выступления, в своё время проявил невероятную отвагу в бою со старшеклассником за честь своей подруги. Так вышло, что все призы, кроме гран-при, достались студентам факультета бизнеса и сервиса. А награждают в конкурсе устных рассказов очень полезными подарками – художественными книгами.
Из выступлений:
«…и ходил я с этими рукавами, как Пьеро. Жаль, Мальвины не было»
После подведения итогов Николай Шоков рассказал об особенностях конкурса: «Устный рассказ – это такая форма выступления, в которой автору-исполнителю допускается использовать всю силу своей лексики – вплоть до грубых или просторечных слов. В этом и состоит отличие этого жанра от ораторского выступления. Основа рассказа – реальные события. Одним словом, именно этот жанр хорошо подходит для тех, кто только начинает полноценно и глубоко изучать богатства русской речи».
<< Назад к списку |