В 2005 году вышел в издательстве Шаповалова первый том собрания сочинений нашего земляка Ю.Н. Говорухо-Отрока (1854 - 1896), включающий беллетристические произведения писателя, вступительную статью и комментарии, составленные профессором З.Т. Прокопенко. Это весомое свидетельство завершения важнейшего этапа поиска, идентификации текстов, осмысления недолгого, но чрезвычайно насыщенного творческого пути писателя и критика, проведенных ведущим ученым кафедры русской и зарубежной литературы и методики преподавания.
Подводя итоги своей трехлетней исследовательской деятельности, осуществляемой при поддержке РГНФ, на расширенном заседании кафедры, где собрались преподаватели кафедры, сотрудники Белгородской научной библиотеки, Белгородского литературного музея, Зоя Тимофеевна Прокопенко отметила, что поставленные ею на этом этапе задачи исследования выполнены. Действительно, ученым кафедры проведена основательная, скрупулезная работа по поиску и сличению свидетельств и документов, уточняющих дату и место рождения будущего самобытного писателя и критика (1854год, с. Таврово Белгородского уезда), проведены библиографические изыскания созданных Говорухо-Отроком статей, монографий, рецензий, художественных произведений; эти тексты атрибутированы; написан критико-биографический очерк, в котором дана попытка определить место нашего земляка в сложном и порой односторонне изученном учеными литературном и общественно-политическом процессе последней трети ХIХ столетия. Подчеркнув важность введения литературного и литературно-критического наследия Ю.Н. Говорухо-Отрока в научный обиход, Зоя Тимофеевна обратила внимание присутствующих на авторитетные отзывы о личности писателя и критика, принадлежащие Н.Н. Страхову, В.В. Розанову, кн. В.П. Мещерскому, и рассказала о перспективах работы по дальнейшему опубликованию и освоению его многогранного творчества.
Выступившие в прениях преподаватели кафедры русской и зарубежной литературы и методики преподавания оказались единодушны в признании важности для истории отечественной литературы самого факта введения в научный оборот современности нового имени, высоко ими была оценена и деятельность коллеги по кропотливому и результативному «собиранию» богатого литературно-критического наследия.
Поделюсь собственными наблюдениями и впечатлениями. На фоне прочитанных художественных произведений, составляющих первый том планируемого собрания сочинений, яснее и значительнее звучит предположение исследователя о том, что Говорухо-Отрок и его многочисленные труды «утрачены» для истории отечественной литературы и литературоведения не по недоразумению или досадной случайности, а сознательно вытеснены по причинам идеологического порядка. Замечу в скобках, что писателю подобная ситуация была хорошо известна и, вероятно, ожидаема, поскольку в рассказе «Развязка» есть упоминание о любимой героем гравюре с картины «почтительно забытого русского художника».
Его идейные расхождения с «властителями дум» – результат пережитого ужаса заключения в одиночной камере Петропавловской крепости. Именно здесь еще в конце 1870-х годов он осознал спасительность веры в Бога, бессмысленность увлечения «новыми словами» и преступность террора как формы протеста. В своих произведениях, отзывах, рецензиях, литературно-критических работах Говорухо-Отрок обращается к проповеди православной морали, разумности и любви как основополагающих ценностей человеческого бытия. Зоя Тимофеевна высказывает не лишенную оснований догадку о том, что образ мыслей «переродившегося» Говорухо-Отрока и стал причиной сознательного замалчивания, а затем и забвения и имени талантливого литератора, и всего им созданного.
Главная тема его произведений звучит сегодня более чем актуально, она оказывается злободневной – и не только для российской современности. Тема эта – террор и судьба человека. Причем ужас и разрушительность террора писатель пытается показать не со стороны внешней, а изнутри ситуации. Гибель пострадавших, разрушения материальной культуры – чудовищный внешний результат террора. Но потерпевшими оказываются и сами участники, и их близкие. В этой ситуации нет победителей: все несут жестокие потери, разрушаются судьбы, гибнут теперь уже от нравственных страданий люди. И к какому-либо благополучному финалу не придет никто, в подобной ситуации его просто нет. Уверена, что сейчас многие подозревают меня в том, что говорю я банальные для сегодняшнего дня слова, искусственно нагнетая атмосферу. Но все эти выводы принадлежат Говорухо-Отроку: художественно убедительно он предложил читателям один из скорбных итогов участия в террористической деятельности в рассказе «Fatum», опубликованном в «Полярной звезде» за 1881 год, № 6 под псевдонимом Г. Юрко.
Немаловажная деталь в характеристике проведенной Зоей Тимофеевной работы – вся беллетристика писателя опубликована под разными именами в самых разных периодических изданиях, сегодня мало или – без значительных усилий – вовсе не доступных. Исследование белгородского ученого, без всякого сомнения, должно быть признанным как значительный вклад в историю русской литературы, поскольку в литературоведческий обиход современности введены художественные произведения, достойные самого пристального внимания и изучения. В произведениях Говорухо-Отрока обнаруживаются созвучные нашему времени мысли, он интересен как создатель художественных текстов, содержащих богатейший материал для проведения типологических исследований с произведениями отечественной классики, начиная с ХVII века (например, творчество протопопа Аввакума) до значительнейших творений ХIХ столетия, а также с европейскими литературными шедеврами (в частности, В. Шекспира).
Не может не привлечь исследователей, как мне представляется, и тема литературного труда, вскрывающая «механизм» написания произведения, обозначенная в «Эпизоде из ненаписанного романа». Согласитесь, смысл названия буквально фокусирует внимание читателя на теме литературного творчества и вступает в своеобразные отношения со сценой, в которой дано описание процесса работы героя над фрагментом из своего романа. Однако проблематика и тематика «Эпизода…» гораздо шире здесь обозначенного подхода, и включает множество аспектов, представляющих интерес с точки зрения композиции, жанра, субъект-объектной организации повествования. Вполне допустимо, на мой взгляд, вести речь об автобиографической и автопсихологической составляющих произведений писателя. Более определенно высказаться сейчас трудно: для этого нужно узнать о человеке, оставившем не лишенные самобытности художественные произведения и обширное литературно-критическое наследие.
Труд профессора кафедры русской и зарубежной литературы и методики преподавания З.Т. Прокопенко на своем первом этапе получил достойное завершение. Планы ученого по публикации литературно-критических исследований Ю.Н. Говорухо-Отрока с комментариями грандиозны. З.Т. Прокопенко поднимает на своих плечах работу, за которую впору взяться серьезному научному коллективу, и пожелать ей можно от всего сердца здоровья и успехов.
<< Назад к списку |