В НИУ «БелГУ» разработали и внедрили в учебный процесс новую методику использования фитнес-технологий, улучшающую работоспособность и умственную активность студентов
Эксперты на протяжении двух последних десятилетий отмечают неуклонное снижение уровня здоровья студенческой молодежи. Повышенные умственные нагрузки и связанная с ними нехватка двигательной активности приводят к возникновению ряда заболеваний сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной, мочеполовой, нервной и других систем организма и как следствие падению работоспособности. Учёные Белгородского госуниверситета, опираясь на исследования многих специалистов, отмечающих положительное влияние занятий фитнесом на физическое развитие и физическую подготовленность, разработали собственную методику использования фитнес-технологий на занятиях физической культурой в вузе.
По словам профессора кафедры физического воспитания НИУ «БелГУ», доктора педагогических наук Виктора Кондакова, разработанная в университете методика предполагает применение разнонаправленных средств фитнеса для повышения уровня соматического здоровья студентов. В частности, учеными были выбраны наиболее привлекательные, с точки зрения студентов, виды физкультурно-оздоровительной деятельности, которые почти не применяются на обязательных занятиях физической культурой и спортом в вузе. Это пилатес и степ-аэробика.
– Разработанная экспериментальная методика строится на чередовании занятий с использованием средств пилатеса и степ-аэробики на протяжении всего курса обучения. Кроме того, она включает эстафеты и подвижные игры. Занятия по новой комплексной методике положительно влияют на кардиореспираторную и опорно-двигательную систему организма, а также способствуют повышению умственной работоспособности и улучшению эмоционального состояния студентов, – отмечает Виктор Леонидович.
Испытание методики проводилось с участием около двухсот студентов двух белгородских вузов (НИУ «БелГУ» и БУКЭП) основного учебного отделения. Исследование проведено в соответствии с этическими принципами Хельсинкской декларации всемирной медицинской ассоциации.
В результате эксперимента практически все показатели физической подготовленности студентов показали заметный прирост. К примеру, в среднем количество выполняемых сгибаний-разгибаний рук в упоре лежа увеличилось с 13 до 16 повторов; на 28 секунд сократилось время бега на 2000 метров. При фиксировании показателей функционального состояния отмечена нормализация частоты сердечных сокращений и кровяного давления, увеличения систолического объема крови.
Для изучения влияния методики на умственную работоспособность проводили тесты на внимание, мышление и память. Также использовали компьютерную программу «КПФК-99 – Психомат».
– По результатам тестирования все показатели, характеризующие умственную работоспособность, у студентов экспериментальной группы достоверно улучшились, а у студентов контрольной группы, напротив, ухудшились в тестах «Память на числа» и «Арифметический тест», – прокомментировала результаты исследования доцент кафедры физического воспитания НИУ «БелГУ», кандидат педагогических наук Валерия Бочарова.
На университетском канале в "Яндекс Дзен" вы можете посмотреть видеоматериал о том, как физическая активность помогает активизировать работу мозга.
<< Назад к списку |