Задайтесь вопросом, кому сложнее: ученику или учителю? Как вы, преподаватель или студент, ответите на этот вопрос? Один из мудрецов сказал так: «Учитель подобен человеку, опускающему камни с башни, а ученик – человеку, поднимающему камни на башню». Сегодня предмет взаимодействия преподавателей и студентов как участников единого образовательного процесса по-прежнему актуален. Только современные мудрецы занимаются психологической стороной этой проблемы уже с точки зрения научного подхода.
В лаборатории дифференциальной психологии и психофизиологии Психологического института РАО, одной из первых в мире и в России, исследуется ряд актуальных общепсихологических вопросов, волнующих весь земной шар в целом и Россию в частности. Одна из них – трехфакторная модель образовательной технологии «учитель-метод-ученик». Эти три компонента необходимо рассматривать именно в связке с позиции их взаимного обогащения. Отдельно анализировать личность ученика или учителя никак нельзя.
Как нет одинаковых преподавателей и студентов, так и не существует единого метода обучения, подходящего абсолютно всем. Поэтому важно найти варианты схем для конкретных психологических характеров, выявить плюсы и минусы этой системы, учитывая взгляды обучающегося и обучающего и многие другие аспекты. Результаты данных исследований важны для каждого образовательного учреждения, заботящегося о качестве знаний выпускников своего учебного заведения.
Об этом и многом другом я узнала от гостя нашего вуза. Это лауреат премии Президента РФ в области образования, заведующий лабораторией дифференциальной психологии и психофизиологии Психологического института РАО (г. Москва), доктор психологических наук, профессор Мухамед Каншобиевич Кабардов.
Психологический институт Российской Академии Образования (ПИ РАО) – первый в России, накопивший фундаментальную базу в области общей психологии и психологии образования. Здесь работали известнейшие психологи, такие как А.Р. Лурия, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев и многие другие. Лабораторией дифференциальной психологии этого института в свое время руководили такие известнейшие психологи как Б.М. Теплов, В.Д. Небылицин, Э.А. Голубева.
Наш университет связан с ПИ РАО традиционными связями. В институте защищались многие сотрудники БелГУ. В настоящее время заключен договор о творческом и научном сотрудничестве между Белгородским государственным университетом и Психологическим институтом РАО, и в частности, между кафедрой общей психологии БелГУ (зав. кафедрой – доктор психологических наук, профессор В.А. Москвин) и лабораторией дифференциальной психологии и психофизиологии ПИ РАО, которой руководит профессор М.К. Кабардов. Договор о сотрудничестве БелГУ и ПИ РАО был подписан еще в прошлом году, а сейчас предпринимаются конкретные шаги по его реализации.
Один из сегодняшних проектов – подготовка совместного тематического номера по психологии «Научного журнала БелГУ». Но не только здесь смогут проявить себя студенты и аспиранты нашего университета. Реализация совместных грантов БелГУ и Психологического института РАО поможет молодым исследователям высказать свои научные взгляды, мнения и суждения, заявить о своих научных достижениях. Мухамед Каншобиевич возьмет на себя руководство выполнения курсовых и дипломных работ студентами нашего университета. К тому же, им будут читаться специальные курсы по проблемам общей и дифференциальной психологии.
Несколько лекций профессор уже провел на факультете психологии для студентов-психологов, а также на социально-теологическом факультете для студентов специальности «социальная работа». По его мнению, у наших студентов очень высокий уровень подготовки. Вопросы, которые они задавали, их высказывания и утверждения дают возможность сделать такие выводы. Я поинтересовалась у Мухамеда Каншобиевича, отличаются ли наши студенты от московских. «Знаете, я сделал для себя интересное заключение: чем дальше я уезжаю от Москвы, тем любознательнее там ученики. У них намного глубже познание и понимание проблем» - ответил мне доктор психологических наук.
На мой вопрос «Понравился ли наш город и вуз?» я услышала следующее: «У меня остались отличные впечатления о Белгороде. Его можно смело поставить на один уровень с развитыми европейскими городами, а БелГУ является одним из центральных звеньев градообразующей культуры Белгорода, её научным центром».
<< Назад к списку |