Учёные НИУ «БелГУ» провели параллель между письмами IV-VI вв. н.э. и современными сообщениями в социальных сетях и пришли к выводу о схожести сегодняшней и позднеантичной эпох в плане утраты традиционных нравственных ориентиров и смены мировосприятия людей
Исследователи НИУ «БелГУ» сделали комплексный анализ сборников писем известных позднелатинских государственных деятелей, языческих и христианских лидеров и литераторов IV-VI вв. н.э. – Авсония, Сидония Аполлинария, Аврелия Августина и др. Учёные пришли к выводу, что позднеантичные сюжеты сходны с современными проблемами современности.
Руководитель научного коллектива – заведующая кафедрой всеобщей истории, доктор исторических наук, Елена Литовченко считает, что роднят наши времена глобальные переходные процессы цивилизации, острый кризис индентичности, передвижения масс населения в чуждую этнокультурную среду.
- Все эти факторы сближают наше время с позднеантичной эпохой, отмеченной Великим переселением народов, падением Западной Римской империи и образованием варварских королевств на её бывших территориях. Это время определяется как переходное, сложность изучения которого заключается в изменчивости, незавершённости его процессов. Стержневой его компонент – имперское сознание – утратил свой фундамент с развалом Западной части империи. Всё это привело к падению общего уровня культуры, - говорит Елена Викторовна.
Историки обратили внимание на высказывание известного римского историка IV века Аммиана Марцеллина, который писал, что «людей образованных и серьезных избегали как скучных и бесполезных», а ведь именно с образованием связан процесс передачи культурных ценностей от поколения к поколению. Эту миссию взяли на себя представители интеллектуальной элиты, консервируя в переписке все достижения риторической науки.
По мнению Елены Викторовны, сегодня так же остро ощущается проблема сохранения памяти в условиях всеобщей цифровизации, когда ушли в прошлое написанные от руки документы, несущие отпечаток личности автора.
– В наше время общение зачастую сводится к коротким сообщениям в социальных сетях с массой грамматических ошибок. На этом фоне представители современной интеллектуальной элиты, соблюдающие языковые нормы и формы вежливости, порой выглядят так, как воспринимались позднеантичные образованные аристократы невежественными массами, - подчеркнула доктор наук.
Комментируя результаты исследования, Елена Литовченко отметила, что позднеантичные эпистолографы сохраняли коллективный дух античности в позднеимперском и постимперском обществе, а обмен письмами для позднеантичного интеллектуала – такая же форма квазиреальности, как социальные сети для человека постмодерна, поскольку и в той, и в другой живёт образ личности и конструируется образ мира.
- Сегодня для нас уже стала привычной ситуация, когда в виртуальной реальности зачастую формируется совсем другой образ человека, нежели в жизни: мы можем заменить своё подлинное лицо модной аватаркой, а в публикуемых постах выглядеть более значимо, весомо. Эпистолографы, стремясь оставить след в истории, точно также создавали посредством писем определенный образ, как правило, благородного, образованного, титулованного и чрезвычайно востребованного человека, хотя во многих случаях, это соответствовало действительности. Для обозначения этого феномена обычно применяют термин «самопрезентация», - комментирует доктор исторических наук.
Изучив эпистолярные памятники, исследователи выяснили, что каждый эпистолограф переписывался с десятками (а то и сотнями!) адресатов, почти все они относились к высшему социальному слою позднеантичного общества, формируя таким образом «эпистолярную сеть», позднеантичный аналог современных социальных сетей. «Эпистолярные сети» сплачивали интеллектуалов в тесный круг единомышленников, с общими интересами и взглядами, тем самым, отделяя их членов от необразованных людей и варваров.
Отметим, что один из аспектов темы исследования лёг в основу проблематики гранта, поддержанного РНФ на 2022-2023 годы, в рамках которого под руководством Е.В. Литовченко реализуется проект «Социальные сети как механизм влияния в общественно-политической и духовной жизни латинского Запада в IV-VI вв.». В число исполнителей вошли молодые учёные и студенты историко-филологического факультета университета.
<< Назад к списку |