В лекции кандидата филологических наук института межкультурной коммуникации и международных отношений Елены Шерстюковой акцент был сделан на манере письма австрийского писателя, его мировоззрении и философской проблематике творчества
Онлайн-лекция состоялась при поддержке Белгородской государственной универсальной научной библиотеки на федеральном портале «Культура РФ» и в социальных сетях портала. Доцент кафедры романо-германской филологии и межкультурной коммуникации Елена Шерстюкова обратила внимание, что Франц Кафка считается одним из самых загадочных писателей ХХ века, а его творчество является предметом споров, бесчисленных исследований и толкований. Елена Владимировна рассказала, что писателя причисляют к ряду модернистов, тексты которых «сложно понять с наскока».
– Франц Кафка в отличие от других модернистов – Пруста и Джойса – пытается исследовать макрокосм, который перемалывает судьбы «маленьких» людей, – подчеркнула Елена Шерстюкова.
Лектор остановилась на ключевых мотивах в творчестве Кафки, среди которых главенствует мотив вины. Елена Владимировна поставила вопрос о его происхождении – связано ли это с биографией писателя, прозванного невротичным интеллигентом, или же это нечто большее? Был затронут вечный вопрос актуальности наследия Франца Кафки. Исследование преподаватель НИУ «БелГУ» начала с биографической справки, анализа эпохи и аналитики творчества.
Слушатели онлайн-лекции на портале «Культура.рф» узнали, что трагедия великого писателя заключалась в том, что Кафка жил не по велению своего сердца: он хотел бросить ненавистную работу страховым агентом и заняться любимым творчеством, но не мог, даже заражение туберкулёзом не давало ему, в общем-то, хорошему специалисту, оставить кабинет агента.
Елена Шерстюкова отметила, что слава пришла к писателю после смерти. Наверное, единственным отблеском признания, стала публикация знаменитого «Превращения». Романы «Процесс» и «Замок» опубликовал его друг Макс Брод.
– Интересно то, что ни один из этих романов Франц Кафка не дописал, – сообщила Елена Владимировна. – К примеру, «Процесс» компоновал Макс Брод, и неизвестно, каким бы мы знали этот роман, если бы сам автор по своему усмотрению выстроил его.
По мнению лектора, творчество Кафки – это трагедия через повседневность, а логика – через абсурд… Доцент кафедры романо-германской филологии и межкультурной коммуникации НИУ «БелГУ» Елена Шерстюкова рассказала, как научиться разбираться в творчестве самого неоднозначного и загадочного автора европейской литературы XX века.
Для справки: Это уже вторая лекция Елены Шерсюковой, прочитанная в рамках лектория «Культуры. РФ». Первая состоялась в сентябре 2021 года и была посвящена проблемам интеллектуального романа ХХ века на примере произведений Германа Гессе.
Лекции можно посмотреть здесь https://www.culture.ru/live/broadcast/26698/franc-kafka-vsyo-yasno-no-nichego-ne-ponyatno
<< Назад к списку |