Выпускники факультета журналистики представили кейсы для оценки восприятия массмедиа и удобства использования сайтов, полученные по итогам работы в лаборатории мультимодальных исследований НИУ «БелГУ».
Созданная в 2021 году на базе факультета журналистики института общественных наук и массовых коммуникаций лаборатория мультимодальных исследований позволяет при помощи специальных приборов получить данные для более глубокого изучения влияния на аудиторию цифровых медиа, которые воздействуют одновременно на несколько каналов восприятия, – словесный, зрительный, слуховой. Такое их свойство называется мультимодальностью.
Первые результаты проведённых в лаборатории исследований уже представлены не только в научных публикациях преподавателей, но и в дипломных работах выпускников кафедры коммуникативистики, рекламы и связей с общественностью, выполненных под руководством завкафедрой, профессора Евгения Кожемякина и доцента Анны Белоедовой.
По утверждению Анны Белоедовой, благодаря интересу студентов к мультимодальной проблематике были получены жизнеспособные кейсы для оценки восприятия разнородных массмедийных материалов и удобства использования сайтов, интересных как научному сообществу, так и практическим специалистам.
Работы студентов были направлены на исследование того, как распределяется внимание пользователей при взаимодействии с различными интерфейсами, как изменяется восприятие содержания конкретного сайта или кинопродукции в зависимости от его подачи. Для решения конкретных задач использовался специальный прибор – окулограф, или айтрекер, позволяющий при помощи специальной программы записывать движение глаз человека, выделять зоны его активного внимания и так называемые «слепые» зоны, которые необходимо учитывать разработчикам медиапродукции.
Всего на базе лаборатории сегодня выполнено шесть выпускных квалификационных работ, исследовавших различные медиаресурсы экспериментальными методами.
Так, ВКР бакалавра Татьяны Вознюк на тему «Особенности репрезентации и восприятия прецедентных текстов в рекламе YouTube-шоу «Что было дальше»» и ВКР магистранта Валерии Сушковой на тему «Анализ нарратива мультимодальных комплексов кинотрейлеров в аспекте их создания и восприятия целевыми аудиториями» были направлены на оценку уровня восприятия человеком рекламных материалов. Возможности окулографии в сфере рекламы выпускницы оценивают как перспективные.
– С айтрекером работали впервые, это новый и необычный опыт, превративший написание дипломной работы в живой и интересный эксперимент. Полученные данные позволили выявить закономерности при перцепции движущегося изображения на экране, а разработанная методология имеет универсальный характер, – прокомментировала Валерия.
В работе Ирины Кочук, посвящённой перцептивно-коммуникативным аспектам современного кинематографа, особое место занимало окулографическое изучение восприятия киносцен. Автор работы отметила, что очень впечатляет сама возможность отследить человеческий взгляд, увидеть «картинку» глазами другого человека.
Удобство сайта коммерческой компании или государственного учреждения – одно из важнейших конкурентных преимуществ, и именно айтрекер становится инструментом, позволяющим измерять и оценивать юзабилити интерфейсов. Такие задачи были решены в выпускных работах Юлии Хайрутдиновой на тему «Оценка коммуникативной эффективности сайтов организаций различного профиля» и Анны Сечной на тему «Юзабилити сайтов онлайн-кинотеатров: коммуникативный аспект».
Оценить действия пользователя сайта в отношении его содержания и структуры позволила цепочка простых заданий, выполненных участниками окулографического эксперимента.
– Мы просили найти на сайте то, что чаще всего ищут, например, информацию о подписках на сайтах онлайн-кинотеатров или марку определенных кроссовок на сайте онлайн-магазина, а затем отслеживали траекторию движения взгляда человека. В завершение мы просили оценить удобство пользования сайтом, функциональность интерфейса. Такие исследования должны помочь сделать сайты удобными и интуитивно понятными для пользователей, – отметили авторы работ.
Возможности айтрекера позволили расширить методологию оценки восприятия текстов массмедиа, обоснованную в ВКР выпускницы направления «Медиакоммуникации» Дарьи Польниковой на тему «Восприятие научных массмедийных текстов аудиторией в аспекте их читабельности». Объединив результаты роботизированного, окулографического и качественного методов, автор сформулировала важные рекомендации, позволяющие создавать научный текст, доступный и понятный широкой аудитории. Осмысливая этот опыт, Дарья оценила айтрекинг как эффективный метод исследования.
– Мне очень понравилась новая форма коммуникации с людьми сквозь призму восприятия того, как и куда они смотрят, читая текст. Кроме проведения самого исследования, было просто интересно разобраться, как работает довольно сложное и относительно новое оборудование для отслеживания взгляда: от фиксации зон внимания до указания направления взгляда и «слепых» зон, – пояснила студентка.
Государственная экзаменационная комиссия отметила высокий научный уровень работ и перспективность полученных научных результатов, в том числе в сфере практического применения. Как показали защиты ВКР, использование оборудования лаборатории, в частности видеоокулографа, позволяет оценить эффективность вёрстки сайтов и страниц в социальных сетях, сочетания текста и изображений в материалах разного рода, качество монтажа, дизайна и используемых в медийных материалах образов.
<< Назад к списку |