Новый способ коррекции психологического состояния человека с использованием виртуальной реальности позволяет повысить эффективность реабилитации и сократить время ее прохождения.
Последнее десятилетие виртуальная реальность (VR) широко применяется для терапии ментальных заболеваний и коррекции эмоциональных состояний.
Команда учёных медицинского института и института инженерных и цифровых технологий Белгородского госуниверситета, сообщают РИА Новости, разработала новый способ коррекции психологического состояния с использованием технологий VR. По словам руководителя проекта, доцента кафедры психиатрии, наркологии и клинической психологии НИУ «БелГУ» Ульяны Москвитиной, при перемещении в цифровой среде в головном мозге происходит активация системы позиционирования в пространстве.
– Можно сказать, что мозг фиксирует дорогу, по которой идет человек. Это способствует тренировке различных зон мозга, ответственных не только за хорошее настроение, но и особых участков, позволяющих восстановить связи между нейронами, – рассказала Ульяна Сергеевна.
Технологии виртуальной реальности, отмечают разработчики, способны расширить подход к коррекции депрессивных состояний и нейродегенеративных расстройств. Учёные подчеркнули, что разработан новый метод персонализации виртуальной реальности. По сравнению с известными ранее, данный подход позволяет по-новому взглянуть не только на терапию, но и на сам процесс конструирования виртуальной реальности, основываясь на использовании принципа эталонов. В демонстрируемой среде человек видит созданное для него изображение, предварительно оценённое относительно эталона (сферы). В процессе наблюдения за этим изображением у человека происходит активация определённых зон головного мозга. Эти изменения фиксируются и анализируются относительно того же эталона (сфера), что и видимое виртуальное пространство. Тем самым формируется единая измерительная система для оценки влияния пространства на работу мозга конкретного человека. Ранее создатели программ виртуальной реальности полагали, что на человека оказывает влияние наблюдение самого сюжета или взаимодействие с ним (приятный горный пейзаж, прогулка по парку или лесу). Исследователи НИУ «БелГУ» обратили внимание на то, что важными факторами являются также границы окружающей реальности и то, насколько предсказуемо они меняются.
- Одно дело, когда вы идете по прекрасному песчаному пляжу и имеете широкую перспективу обзора, а другое – когда приходится пробираться сквозь густую чащу леса, где зона видимости и угол обзора достаточно ограничены. А что находится за поворотом, вообще трудно предсказать, – объяснила Ульяна Москвитина.
Участнику исследования демонстрировалась созданная персонально для него последовательность кадров: поле, горы, антропогенный рельеф современного города, жилая комната или офис. При виртуальном перемещении в этих пространствах у человека возникали разные реакции. Их отслеживали по изменениям показателей функциональной активности мозга, объяснили ученые.
- Таким образом, выбирая различные рельеф и длительность виртуальной прогулки можно влиять на психоэмоциональное состояние пациента. При этом все параметры подбираются индивидуально, с учетом реакций конкретного человека, – рассказал доцент кафедры прикладной математики и компьютерного моделирования института инженерных и цифровых технологий Орест Иващук.
По словам исследователей, описанный способ воздействует на энторинальную кору головного мозга. Она отвечает за один из участков, ответственных за регуляцию депрессивного фенотипа, а также нейрогенез и нейропластичность взрослого мозга. Ученые отметили, что энторинальная кора может повреждаться на ранних стадиях болезни Альцгеймера, Пика, Паркинсона, при депрессивных расстройствах, стрессовых воздействиях.
- Энторинальная кора постоянно задействуется при перемещении человека в пространстве. Она обладает высокой нейропластичностью, так как мозгу необходимо каждый раз картировать, распознавать и сравнивать пространство, по которому ежедневно передвигается человек. А при депрессиях и прочих расстройствах психической деятельности как раз страдает механизм нейропластичности, – добавила Ульяна Сергеевна.
В качестве средства визуализации могут использоваться любые из средств создания видимого виртуального пространства (например, VR-очки или VR-линзы). Дополнительно процесс коррекции включает оценку состояния до и после сеанса с применением психопатологического анкетирования, измерения пульса, артериального давления, исследования уровня сатурации кислорода в крови и других методов функциональной диагностики.
Ульяна Москвитина отметила, что предложенный метод повышает эффективность реабилитации, сокращает время ее прохождения. Результаты могут быть использованы в медицине, при создании искусственного интеллекта, персонализированной робототехники. Также потенциальной сферой применения метода может быть архитектура и создание антропогенного рельефа современных городов.
Исследование проведено междисциплинарной командой медиков, психологов и IT-специалистов по проекту программы стратегического развития «Приоритет-2030». На разработку получен патент №2792205.
<< Назад к списку |