По результатам медицинского обследования, проведённого в Белгородском районе среди школьников, из 11104 обследованных оказались больными 24% учащихся 1-9-х классов и 35% старшеклассников.
Серьёзные проблемы со здоровьем подрастающего поколения стали стимулом к поиску новых путей и средств решения этой сложной социально-педагогической задачи.
В мае 2002 года детско-юношескому клубу физической подготовки Белгородского района присвоен статус федеральной экспериментальной площадки по развитию дополнительного образования детей и подростков. С сентября 2003 года учреждение получило название "Детский оздоровительно-образовательный (спортивный) центр Белгородского района Белгородской области". В настоящее время педагогический коллектив спортивного центра осуществляет опытно-экспериментальную деятельность под руководством доктора педагогических наук, профессора БелГУ В.Н. Ирхина. Создан координационный совет при администрации района по созданию здоровьесберегающей социально-педагогической образовательной системы, а также временный научно-исследовательский коллектив (ВНИК), творческая лаборатория из числа заместителей директоров по воспитательной работе пяти экспериментальных школ (Майская гимназия, Разуменская школа №1, Разуменская школа №2, Разуменская школа №3, Северная школа №2). Большую помощь Центру оказывает факультет физической культуры БелГУ, декан факультета В.В. Сокорев. На базе кафедры медико-биологических основ физической культуры под руководством кандидата биологических наук, доцента В.К. Климовой организовано молодёжное объединение Центра – "Школа юных учителей здоровья". В это объединение входят 20 школьников экспериментальных школ.
Раз в месяц проходят занятия этого объединения, темы которых выбирают сами школьники. Получив информацию в "Школе", дети распространяют её среди сверстников (по принципу "равный обучает равного"). На занятиях применяются модераторские методики, разработанные немецкими специалистами. Они позволяют обеспечить высокую мотивацию и активность школьников на занятиях, выявлять их насущные проблемы и ожидания. Очень важно создать комфортную психоэмоциональную среду, поэтому каждое занятие начинается с сюрприза: на рабочем месте школьников ожидает небольшой сувенир и конфета.
Одно из занятий было посвящено наркомании.
– Сейчас много говорится о наркомании, – комментирует руководитель "Школы юного учителя здоровья", кандидат биологических наук, доцент Виктория Константиновна Климова. – Но, к сожалению, порой в силу вступает "бес противоречия": чем больше мы говорим о наркотиках, тем больше вызываем у детей интерес к ним. Поэтому на занятии мы не уделяли большого внимания беседе о вреде наркотиков, а провели тренинг "50 способов сказать нет". Цель этого тренинга – научить и помочь детям отказаться от предлагаемой "дозы" и при этом не стать "белой вороной", что для них очень важно.
17 декабря в стенах нашего университета состоялось третье из таких занятий, на котором по просьбе школьников отрабатывались приёмы оказания первой медицинской помощи. С помощью уникального тренажёра "Максим" ребята учились делать непрямой массаж сердца и искусственную вентиляцию лёгких. Устроенный специальным образом, "Максим" реагировал на давление на "грудную клетку" и поступание воздуха в "лёгкие". Индикация на пульте управления показывала, правильно ли поднята голова "пострадавшего", достаточно ли поступает воздуха. Школьники в парах пытались вывести "Максима" из состояния клинической смерти, определяя успешность реанимационных мероприятий по появлению пульса на сонной артерии и изменению реакции зрачков.
– Мне очень нравятся такие занятия, – делится впечатлениями ученица Разуменской школы №3 Анастасия Шеркевич. – Мы узнаём много нового. К примеру, сегодня – как правильно реанимировать человека. Главное – действовать уверенно и не бояться. Надеюсь, что, попадя в такую ситуацию (конечно, лучше в неё не попадать!), я смогу помочь человеку.
В результате реализации экспериментальной программы Центра система образования Белгородского района и области получит электронную базу данных по вопросам педагогики здоровья, а школьники – возможность укрепить и сохранить своё здоровье.
<< Назад к списку |